Макаки-резус различают голоса сородичей

Данные нового исследования помогут биологам понять, как человек приобрёл возможность определять другого человека по голосу (фото с сайта fitbuff.com).

Группа учёных под руководством Кристофера Петкова (Christopher Petkov) из института биологической кибернетики Макса Планка (Max-Planck-Institut für biologische Kybernetik) в Тюбингене (Tübingen) провела эксперимент, в ходе которого выяснилось, что макаки-резус, возможно, так же, как и человек, могут распознавать голоса.

У человека «голосовой отдел» расположен в слуховой зоне коры головного мозга, он активируется, когда мы слышим чьи-либо голоса.

До сих пор биологам не было ясно, сформировался ли этот отдел в ходе эволюции разговорных навыков человека или же он есть у всех приматов (кстати, о связи между восприятием и производством речи у младенцев читайте здесь).

Однако известно, что различные звуки (своего рода «речь») способны распознавать даже сурикаты и тем более гиббоны, крохи-воробьи прекрасно различают человеческие языки, а мыши-песчанки — человеческие гласные.

Теперь же подопечные Петкова с помощью функционального магниторезонансного исследования (functional magnetic resonance imaging — fMRI) обнаружили, что и у макак-резусов тоже есть так называемый голосовой отдел.

Эксперимент проводили на семи макаках (Macaca mulatta). Им проигрывали различные звуки, а затем устанавливали, какие части их мозга при этом активизируются.

Выяснилось, что некоторые области мозга (расположенные близко к тому месту, где у человека находится голосовой отдел) реагируют на воркующие и урчащие звуки, присутствующие в «речи» макак, и почти не откликаются на прочие звуки окружающей природы (к примеру, на раскаты грома или писк насекомых, а также на «говор» других животных).

Дальнейшие тесты показали, что те же участки мозга одной отдельной макаки-резус были более чувствительны к различиям в чужих «голосах», нежели к различиям в звуках, издаваемых этой же особью.

«Это означает, — делает зловещее заключение Петков, — что мы можем использовать макак-резус как модель для лечения человеческой „голосовой слепоты“ (заболевания, при котором пациент не различает других людей по их голосам)».

Подробности вы найдёте в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Узнайте также о том, что макаки-резус:

А ещё, что новорождённые макаки подражают выражению лица.

Почитайте и о том, как человек реагирует на гневные фразы и голосом копирует жесты.

Зафиксирован ещё один пример человеческого поведения обезьян