Водные бурозубки обнаруживают добычу по движению и форме

Бурозубке (несмотря на её малые размеры) необходимо питаться и днём и ночью, чтобы не умереть с голоду. Видимо, поэтому природа наделила её сразу несколькими «инструментами» для охоты в полной темноте (фото Kenneth Catania).

Исследователи Кеннет Катанья (Kenneth Catania) из университета Вандербильта (Vanderbilt University), а также Джеймс Хаар (James Hare) и Кевин Кэмпбелл (Kevin Campbell) из канадского университета Манитобы (University of Manitoba) с помощью высокоскоростной видеокамеры обнаружили у водяной бурозубки способность «видеть» жертву даже в темноте.

Болотные (водяные) бурозубки (Sorex palustris) обладают очень быстрым метаболизмом и известны своими чудесными охотничьими качествами. Мало того что эти существа способны вынюхивать жертву под водой, так они ещё, как выясняется, могут молниеносно проследить за её передвижением по завихрениям жидкости.

При весе всего 13 граммов бурозубка охотится на всё, что может одолеть, от насекомых до небольших рыб. Как все млекопитающие, она не может дышать под водой и поэтому вынуждена нырять по нескольку раз (часто и ненадолго).

Водяная бурозубка во время эксперимента поедала небольших рыбок и речных рачков (фото Kenneth Catania).

Результат таких заплывов впечатляет: одной пятидесятой секунды ей достаточно, чтобы начать атаку на обнаруженную жертву, одной двадцатой — чтобы приготовится к броску (укусу). И это в полной-то темноте!

Чтобы понять, как им это удаётся, Катанья и его коллеги установили под водой высокоскоростную инфракрасную видеокамеру (водяные бурозубки не видят инфракрасный свет).

Съёмки показали, что эффективность этих животных одинакова и днём, и ночью.

Узнать, каким образом бурозубки охотятся ночью, удалось после серии экспериментов. Подопытных поместили в аквариум со стеклянным дном, в котором в нескольких местах были смонтированы небольшие водомёты. Когда их включали и выключали, струи воды имитировали ускользающую добычу. И бурозубки атаковали те места, где, по их мнению, должна была проплывать рыба.

Кроме того, животные оказались способны определять с помощью своих чувствительных вибрисс форму туловища потенциальной жертвы. Учёные предлагали им на выбор силиконовые модели в виде рыб, сверчков и различных геометрических фигур. Выяснилось, что «сверчков» и «рыб» бурозубки обнюхивали в разы чаще.

Позже была исключена способность Sorex palustris к эхолокации или «электрическому» восприятию, так как различные сигналы как над, так и под водой не привлекли внимание охотящихся животных.

«Такая комбинация методов практически не оставляет шансов добыче. Если она замрёт на месте, то бурозубка обнаружит её по запаху, а если станет уплывать – по движению воды», — подводит итог Кеннет.

Статья авторов опубликована в журнале «Слушания национальной академии наук США» (Proceedings of The National Academy of Sciences) в открытом доступе.

Читайте также о том, как жуки удивили биологов своей охотой на улиток, пауки — общественной охотничьей организацией, летучие мыши – стратегией управляемых ракет, шимпанзе — охотой с копьями, а муравьи — строительством капканов.

Макаки-резус различают голоса сородичей