В Северной Америке найдены останки древнейшего примата континента

Реконструкция облика Teilhardina magnoliana (иллюстрация Mark A. Klingler/CMNH).

Останки древнего примата, датированные возрастом 55,8 миллиона лет, найдены близ города Меридиан (Meridian) в штате Миссисипи. Они заставили учёных пересмотреть взгляды на пути расселения приматов по планете.

Поволноваться биологов заставил крохотный примат Teilhardina magnoliana, весивший менее 30 граммов, обитавший на деревьях и питавшийся насекомыми и фруктами. Жили эти пушистые создания на границе палеоцена и эоцена.

Ранее близкородственные виды Teilhardina были найдены в Китае, Бельгии, Франции и США. Причём различный возраст окаменелостей заставил палеонтологов выдвинуть теорию о расселении этих крошечных приматов с востока на запад: из Китая, через Европу — в Америку. Это происходило, вероятно, под влиянием древнего глобального потепления.

Обнаружение останков трёх Teilhardina в Миссисипи и, главное, их датировка заставили исследователей перевернуть вышеуказанную схему с ног на голову. Теперь получается, что эти создания, появившиеся в Азии, сначала попали в Америку по так называемому Беринговому мосту (полосе суши, соединявшей 55 миллионов лет назад участки планеты, ныне являющиеся Аляской и Сибирью), став, к слову, старейшими приматами в этой части света, а уже позже — в Европу.

Новая схема расселения Teilhardina. Красным показан путь их миграции из Азии в Америку. Позднее, когда уровень моря упал, они переправились из Америки через Гренландию в Европу (оранжевая стрелка), а ещё позднее, когда увеличение осадков в Скалистых горах сделало их более пригодными для жизни, Teilhardina попали в Вайоминг (жёлтая стрелка) из Миссисипи (иллюстрация Mark A. Klingler/CMNH).

Палеонтолог Кристофер Берд (Christopher Beard) из музея естествознания Карнеги (Carnegie Museum of Natural History) называет Teilhardina «маленькими акробатами».

О своей находке этот учёный отрапортовал в «Слушаниях национальной академии наук».

Берд говорит, что из-за сильного охлаждения климата планеты примерно 35 миллионов лет назад обезьян, скажем, в Северной Америке не осталось, так что дальнейшая судьба тех же Teilhardina, обитавших на месте нынешнего штата Миссисипи, была печальна.

Но до того момента различные приматы, в том числе – и наши далёкие предки, успели завоевать два ключевых региона – Центральную Африку и Юго-Восточную Азию, где и пережили температурный минимум.

На Шпицбергене найдены новые кости морского монстра