DARPA создаёт беспилотник для пятилетнего полёта

Helios был, пожалуй, первым приближением к беспилотнику, способному оставаться в воздухе неограниченное время (фото NASA).

Научно-исследовательское агентство Пентагона (DARPA) нашло партнёра, который попробует построить для американских военных поистине феноменальный самолёт под условным наименованием «Гриф» (Vulture), способный оставаться в воздухе непрерывно в течение всего 5-летнего срока своей «жизни».

По замыслу агентства, аппарат тяжелее воздуха должен нести полезную нагрузку весом 454 килограмма, потребляющую 5 киловатт мощности (понятно, это будет разведывательная аппаратура и системы связи), барражировать на высоте 18-28 километров и, главное, оставаться там непрерывно в течение пяти лет.

Это очень большой срок, предъявляющий особые требования к надёжности всех систем и долговечности планера в условиях воздействия перепадов температур (день/ночь), ветров, и солнечного ультрафиолета.

Тем не менее у авиационной промышленности есть все предпосылки для создания такого аппарата, который, по словам менеджера программы Vulture Дэниела Ньюмана (Daniel Newman), «полностью изменит парадигму воздушных судов».

Действительно, у такого аппарата один полёт будет равен всему сроку эксплуатации, что похоже на условия работы спутников. У Vulture фактически не будет наземной части «жизни» (посадки, технического обслуживания, ремонта). Однажды запущенный, он должен будет оставаться в небе, что называется, «до списания».

Правда, как вариант, американские военные предлагают инженерам рассмотреть возможность постройки модульной системы, в которой некие части могли бы быть заменены «на ходу». Но более реальным представляется проект самолёта-спутника с избыточным дублированием ключевых систем.

Пока нельзя сказать, как будет выглядеть новая «игрушка» военных. Возможно, супердолговечный беспилотник (разведывательный псевдоспутник) будет похож на этот эскиз специалистов NASA (иллюстрация NASA).

В своих требованиях DARPA исключило возможность применения в Vulture ядерного (изотопного) источника питания. Так что остаются две возможности: водородные топливные элементы с периодической дозаправкой (кстати, технология автоматической дозаправки самолёта в воздухе уже создана и испытана) либо солнечные батареи и аккумуляторы для поддержания работы аппарата ночью.

И то и другое уже опробовано в прежних аппаратах и, наверное, выглядит более работоспособным, чем недавняя идея самолёта-разведчика, который будет воровать ток из ЛЭП.

Скажем, нужно вспомнить гигантский беспилотный самолёт на солнечной энергии Helios, созданный компанией AeroVironment в рамках программы NASA. Прежде чем аппарат разбился, он успел установить ряд рекордов.

Также важной ступенькой в развитии «долгоиграющих» беспилотников стал экспериментальный Global Observer — самолёт на жидком водороде, по идее способный держаться в воздухе в течение недели. Он также был создан компанией AeroVironment.

И, конечно, нельзя не вспомнить рекорд солнечного беспилотника Zephyr компании QinetiQ, который прошлой осенью впервые в мире провёл в небе более двух суток кряду, используя для полёта исключительно солнечную энергию.

Каким будет дизайн Vulture, пока сказать нельзя. Однако в конце февраля 2008-го Ньюман заявил, что DARPA близко к заключению контракта на разработку первоначальной концепции такого самолёта, поскольку появился «по меньшей мере один» соискатель (объявление о поиске разработчика Vulture появилось в прошлом году).

Правда, кто именно обратился к агентству с такой заявкой — DARPA не сообщает.

Зато известно, что в течение года подрядчик агентства должен представить проекты масштабного прототипа Vulture и  полноразмерного образца. Далее, во второй фазе проекта (а именно – до 2012 года), инженеры должны будут построить реальный уменьшенный прототип машины и продемонстрировать его способность к непрерывному полёту в течение трёх месяцев.

Если всё пройдёт гладко, в третьей фазе работ подрядчик должен будет построить полномасштабный прототип самолёта, который должен продержаться в небе в течение года.

Испытывать опытные образцы на стойкость весь пятилетний срок было бы слишком долго. Так что у конструкторов не будет права на ошибку. Первые «товарные» Vulture, поступающие в эксплуатацию, должны будут гарантированно отработать свои 5 лет.

Читайте также о проекте первого пилотируемого солнечного самолёта, стрателлите и косом крыле.



Младший брат летающего авто X-Hawk поднялся в воздух

3 марта 2008

Самолёт-разведчик будет воровать ток из ЛЭП

20 декабря 2007

Итальянский пилот по-своему направил машину в полёт

14 декабря 2007

Испытан первый робот-гидросамолёт

7 декабря 2007

Раскоряка VertiPod пугает одной мыслью о полёте

30 ноября 2007