Аравийский полуостров удивил учёных следами зауроподов

Кроме отпечатков ног зауроподов были обнаружены следы орнитопода (фото Nancy Stevens).

Впервые на Аравийском полуострове группой палеонтологов под руководством Анны Шульп (Anne Schulp) из голландского музея естественной истории Маастрихта (Natuurhistorisch Museum Maastricht) были обнаружены отпечатки ног динозавров.

Следы заметил местный журналист ещё в 2003 году. Место их расположения находится в 50 километрах к югу от Саны, столицы Йемена.

По мнению Шульп, до сих пор следы 11 самых крупных из когда-либо живших на планете животных, которые прошли по берегу древнего моря примерно 150 миллионов лет назад, не были идентифицированы именно из-за размеров этих отпечатков.

«Прикрытые различным мусором и камнями, они оставались незамеченные нетренированному взгляду обычных людей», — добавляет Анна.

A — схема расположения отпечатков ног «стада» зауроподов. B — следы орнитопода, чётко видны три отпечатка пальцев. C — следы одного из зауроподов (фото и иллюстрация Schulp et al.).

Ближний Восток (и Йемен в частности) является белым пятном на карте палеонтологов мира. Это обусловлено ещё и тем, что ранее данные территории были малодоступны. Но в обозримом будущем геологический комитет Йемена (Yemen Geological Survey) планирует сделать этот район более развитым, при этом уже приняты меры по защите места находки.

Рядом с «дорожкой» зауроподов пролегла также цепочка следов одинокого орнитопода – крупного травоядного динозавра, который передвигался на двух трёхпалых задних лапах.

Хотя эти рептилии не слишком «расходились» по времени существования, палеонтологи удивились, обнаружив отпечатки орнитопода позднего юрского периода.

Анне Шульп помогали палеонтолог Нэнси Стивенс (Nancy Stevens) из университета Огайо (Ohio University) и Мохаммед Аль-Восаби (Mohammed Al-Wosabi) из университета Саны (Sana’a University) (фото Nancy Stevens).

Не меньше учёных поразило и стадное поведение зауроподов. Проведя анализ размеров и деталей следов, а также расстояний между ними, исследователи пришли к выводу, что динозавры двигались со скоростью около 3-4 километров в час. Взрослые более широкими и размеренными шагами, те, что помоложе, быстрее.

Самая длинная дорожка следов насчитывает 16 отпечатков, каждый след был от 43 до 70 сантиметров в длину.

Вместе с предыдущими находками (отдельные кости из Омана и останки зауропода из того же Йемена) это открытие поможет учёным лучше разобраться в истории динозавров, которые жили на территории Аравийского полуострова. Кстати, в их времена он не был отделён от Африки Красным морем.

Уже сейчас можно сделать некоторые простые выводы: отсутствие борозд от хвостов гигантов (которые наверняка похоронили бы под собой отпечатки ног) показывает, что хвост эти зауроподы держали на весу, видимо, для того чтобы компенсировать вес головы и длинной шеи.

«Нам очень хотелось бы узнать больше о том, где и какие динозавры жили, почему они предпочитали те или иные места обитания, как менялся со временем ареал, какие виды вытесняли друг друга», — рассказывает Шульп.

Также учёные отмечают тот факт, что крупные динозавры никогда не жили обособленно. Весьма вероятно, что их «преследовали» хищные динозавры и другие более мелкие животные.

Некоторые учёные в шутку называют данную находку вершиной айсберга, отмечая, что это сравнение, возможно, не самое подходящее для засушливого Аравийского полуострова.

Подробности — в статье авторов, опубликованной в открытом доступе в журнале PLoS ONE, и в пресс-релизе университета Огайо.

Читайте также про любопытного представителя зауроподов и про то, как были найдены следы молодого стегозавра.

Древние жуки съели кости динозавров