Анализ генофонда изменил историю заселения Америки и Азии

Ирландские учёные проанализировали 32 сегмента ДНК, каждый из которых состоял из более чем 300 тысяч пар оснований, взятых у 927 человек из 53 различных уголков мира (иллюстрация с сайта controlarms.org).

Две независимые группы исследователей сообщили о завершении проектов по анализу генетического материала добровольцев из самых разных уголков планеты. Полученные данные свидетельствуют о необходимости пересмотра картины расселения древнейших людей – по крайней мере в Америке и Юго-Восточной Азии.

Большинство учёных согласны с тем, что человек начал свою экспансию из Африки около 50-70 тысяч лет назад, но общепринятой модели миграций пока не существует.

Археологами и антропологами в последние годы было найдено достаточно много останков, однако сами по себе они ничего не говорят о том, какими путями и откуда эти древние люди пришли.

С развитием генетики и технических возможностей по изучению наследственных маркеров учёные начали сравнивать образцы ДНК современных людей между собой и сопоставлять их с местами «традиционного» расселения. В общем и целом: чем ближе генетически современные популяции (народности и этносы), тем больше вероятность того, что у них общие предки.

Тем не менее эта наследственность может быть искажена изменениями в генофонде в более поздних периодах – в результате смешанных браков, например. Объём накопленного материала – образцов ДНК – постоянно растёт, и в последнее время появились надежды на то, что все искажения будут элиминированы за счёт большого покрытия. Однако до сих пор этого сделать не получалось.

Согласно общепринятым представлениям, было несколько последовательных волн миграции. На приведённой карте стрелками показаны направления переселений, а латинскими буквами обозначены уникальные генетические комбинации – «отпечатки», передающиеся в рамках одной популяции по женской линии. Кстати, великолепная анимированная схема миграций есть на сайте журнала National Geographic (иллюстрация с сайта mitomap.org).

Группе генетиков под руководством Дэниела Фалуша (Daniel Falush) из университета Корка (University College Cork) впервые удалось разработать новую математическую модель. Она позволила сравнить не просто отдельные гены или короткие участки ДНК, а достаточно длинные наследственные цепочки – именно это необходимо для исключения влияния «посторонних» факторов.

В отчёте, опубликованном в журнале PLoS Genetics, предлагается уточнённая модель миграций.

Во-первых, полученные результаты впервые свидетельствуют о том, что северные шотландцы и коренные народы Сибири имеют общих предков. Как считают учёные, некоторые из древних кельтов «иммигрировали» к нам вдоль Полярного круга. Это заставит антропологов по-новому взглянуть на происхождение коренного населения Европы.

Во-вторых, Северная и Южная Америка заселялись не в результате одной древнейшей миграции «сверху вниз», как считалось ранее, а несколькими волнами «доноров» из различных частей Азии. Этот вывод расходится с общепринятой точкой зрения, согласно которой америнды произошли от одной древнейшей группы, переселившейся после окончания ледникового периода через Берингов пролив.

На рисунке показан процесс образования нового генофонда (D), который впитал в себя уникальные генетические комбинации (они показаны разными цветами) из предшествующих популяций (иллюстрация Falush et al.).

Впрочем, зачастую новые данные только запутывают учёных.

Так, одновременно с ирландскими исследователями международная группа популяционных биологов обнаружила генетическое свидетельство того, что Филиппины, Индонезия и Малайзия были заселены почти на 50 тысяч лет раньше, чем предполагалось до этого, сообщает EurekAlert.

Считалось, что современное население островной части Юго-Восточной Азии произошло от древних «тайваньских» предков, мигрировавших туда в результате сельскохозяйственной революции около 4 тысяч лет назад – с началом культивирования риса.

Но учёные под руководством профессора Мартина Ричардса (Martin Richards) из университета Лидса (University of Leeds) проанализировали уникальные мутации митохондриальных ДНК (они наследуются по материнской линии) и пришли к выводу, что эта экспансия произошла около 50 тысяч лет назад. Более того, поселенцы не пришли из Тайваня, а наоборот – колонизировали его.

Отчёт об этой работе опубликован в издании Оксфордского университета Molecular Biology and Evolution.

Самое странное в полученных результатах, по словам профессора Ричардса, это то, что расширение ареала никак не было связано с сельскохозяйственной революцией. «Скорее всего, оно произошло в результате изменения климата, – говорит он. – А продвижение в обратном направлении началось, по всей вероятности, около 12 тысяч лет назад и тоже вследствие новых погодных условий – окончания ледникового периода».

Впрочем, многих учёных смущает то, что никаких археологических подтверждений новым данным пока нет. Более того, генетические «метки» каждый раз заставляют по-новому оценивать уже имеющиеся ископаемые свидетельства, что делает почву для точных оценок очень зыбкой. Например, некоторые археологи утверждают, что человек заселил Америку раньше, чем Европу.

По мнению Рипана Мали (Ripan Malhi), молекулярного биолога из университета Иллинойса (University of Illinois ), новые данные, в частности полученные ирландскими учёными, могут свидетельствовать лишь о неверном взгляде на процесс миграций в принципе: расселение могло происходить по более сложной схеме. Перемещения людей могли быть направлены как в одну, так и в другую сторону – то есть это не была «улица с односторонним движением», как считает большинство антропологов.

Читайте также об общем предке всех голубоглазых, о том, что двигало экспансией древних людей, или о том, как человечество чуть не разделилось на два вида.

Геном утконоса оказался сложнее своего хозяина