У звезды в другой галактике открыт сверхгигантский тор

Участок неба в Большом Магеллановом облаке, где найден диковинный объект (фотографии ESO).

Специалисты из Европейской южной обсерватории (ESO) впервые сумели разрешить детали пылевого облака у звезды, находящейся в другой галактике, одновременно объяснив загадку несоответствия друг другу ряда параметров этой звезды, полученных в ходе предшествующих наблюдений.

Виновница переполоха — звезда WOH G64, обитающая в Большом Магеллановом облаке на расстоянии 163 тысяч световых лет от нас. По диаметру эта звезда в две тысячи раз превосходит Солнце, так что перед нами — красный сверхгигант.

Ранее учёные уже наблюдали за ней, и эти исследования породили вопросы. Так, первоначально вычисленная масса WOH G64 составляла 40 масс Солнца. Но при этом «подопечная» оказывалась слишком холодной по сравнению с теоретической моделью для такой массивной звезды.

Новые наблюдения на большом телескопе-интерферометре VLTI позволили установить, что газопылевой кокон, имеющийся у WOH G64, окружает её не сферой, а очень толстым и широким кольцом.

WOH G64 во всей красе (иллюстрация ESO).

Таким образом, для наблюдателя эта звезда оказывается куда более открытой, чем представлялось астрономам ранее, а её светимость — вдвое ниже предполагавшейся, и масса, соответственно, тоже. Теперь масса, размеры и температура неплохо увязывались между собой.

Новые данные позволили вычислить, что WOH G64 начала свою жизнь с массой в 25 Солнц, но теперь она похудела. Она потеряла уже от одной десятой до трети своего начального «веса», а потеря эта «припрятана» как раз в образе огромного газопылевого кольца, которое весит от 3 до 9 масс Солнца.

По размерам этот тор и вовсе поражает воображение. Он простирается на обширное пространство от 15 до 250 радиусов WOH G64, то есть — от 120 до 30 тысяч астрономических единиц.

«В этой системе всё огромное, — говорит лидер группы исследователей Кэити Онака (Keiichi Ohnaka) в пресс-релизе ESO, — сама звезда настолько большая, что могла бы заполнить почти всё пространство между Солнцем и орбитой Сатурна. И тор, что окружает её, достигает светового года в диаметре! Тем не менее, поскольку он так далеко, только сила интерферометрии VLT позволила нам взглянуть на этот объект».

Данное открытие поможет по-новому взглянуть на эволюцию столь крупных звёзд. Кстати, ранее мы рассказывали, как впервые были найдены протопланетные диски у супергигантов.

Читайте также о необычном кольце Фомальгаута и звёздном коконе со сверхзвуковым дождём.

Американский разведчик жизни сел в северном полярном районе Марса