Водяной лёд на Марсе находится неглубоко

Траншеи «Белоснежка 1» (слева) и «Белоснежка 2» (Snow White 1, Snow White 2). Длина канавок составляет около 30, глубина — 5 сантиметров. Снимок от 19 июня (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University/NASA Ames).

Учёные, анализирующие данные с Красной планеты, утверждают: есть все основания считать, что Phoenix раскопал то, зачем летел — водяной лёд под тонким слоем грунта. Доказательство — сублимация яркого материала, который оказался открыт при удалении верхнего пласта почвы.

Последние дни на Марсе для американского зонда сложились непросто. Исследователи приступили к анализу образцов грунта. Причём им пришлось преодолеть ряд трудностей. О частично заклинившей дверце печки мы рассказывали. Но это было только начало.

Когда пробы всё же высыпали в щель, оказалось, что почва Марса какая-то слипшаяся. Большие крупинки цепляются друг за друга, и ни одна не желает попадать в печь. Дело в том, что отверстие печки прикрыто защитной сеткой с отверстиями по одному миллиметру. Исследователи рассчитывали нагревать (чтобы выполнить анализ образовавшихся газов) именно такие небольшие песчинки.

Позже был придуман способ «переупрямить» грунт. Ковш робота заставили вибрировать над открытой печкой, так, чтобы самые мелкие частицы марсианской породы понемногу ссыпались в печь. Аналогично образцы песка были доставлены и в микроскоп.

Кстати, слипание грунта учёные объясняют присутствием очень мелких частиц, заполняющих промежутки между более крупными гранулами, возможно, вместе с неким компонентом, играющим роль цемента.

Образец марсианского песка в микроскопе. Масштабная линейка — один миллиметр (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona).

Проба, попавшая в микроскоп, продемонстрировала около тысячи отдельных частиц, многие из которых — в десять раз меньше диаметра человеческого волоса.

Исследователи говорят, что увидели тут, по меньшей мере, четыре разных минерала. К примеру, там есть большие чёрные стекловидные частицы и маленькие красные.

Эксперты полагают, что этот набор отражает историю грунта — кажется, что первоначальные частицы вулканического происхождения за счёт выветривания сократились в размерах до крупинок с более высокой концентрацией железа.

Теперь относительно льда. "Подозрения" у учёных появились ещё в начале июня. Но нагрев первой пробы в печке признаков водяного пара не выявил.

Зато исследователи Марса получили доказательства присутствия льда благодаря снимкам траншеи «Додо-Златовласка» (Dodo-Goldilocks), вырытой роботом ранее (вернее, это сначала были две соседние траншеи, которые позже соединили в одну, отсюда и двойное имя). Несколько светлых комочков почвы, присутствующих вначале, исчезли на более поздних кадрах.

«Это должен быть лёд, — заявил научный руководитель миссии Питер Смит (Peter Smith) из университета Аризоны (University of Arizona, Tucson). — Эти комки практически полностью исчезли в течение нескольких дней, что есть идеальное доказательство того, что это — лёд. Ранее высказывалась идея, что яркие материалы — это соль. Но соль испариться не может».

Вверху: траншея Dodo-Goldilocks, отснятая 13 июня. Ширина этой выемки составляет 22, а длина 35 сантиметров. Наибольшая глубина (участок в нижней части кадра) достигает 8 сантиметров. Внизу: кадры, снятые уже 15 и 18 июня (20-й и 24-й сол миссии). Светлые участки становятся меньше, а в левом нижнем углу траншеи исчезает несколько гранул светлого материала (фотографии NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University).

Также при рытье ряда траншей вокруг аппарата рука робота наткнулась на жёсткий грунт под сравнительно тонким слоем мягкого. Причём примерно на одной и той же глубине во всех траншеях.

Учёные полагают, что это и есть залежи льда. В частности, таким «препятствием» порадовала исследователей самая свежая траншея — «Белоснежка 2».

Напомним, робот-разведчик высадился в северной полярной области Марса в конце мая. В сумме он должен провести как минимум три месяца за работой, хотя миссию могут и продлить. Рассказ о самом аппарате можно найти в этом материале.

Японцы намерены первыми вывести свадьбы в космос