От глобального потепления деревья уходят в горы

Итого за десяток лет примерно 29 метров (фото c сайта apartmentkandahar.com).

Масштабное исследование, проведённое учёными из Франции и Чили, показало, что многие виды деревьев, кустарников и трав за последние годы подняли границы своего распространения выше в горы.

Ранее биологи выдвинули предположение, что с увеличением температуры окружающего воздуха некоторые растения начинают сдвигать ареалы ближе к полюсам (собственно так же, как это делали приматы).

Теперь же можно считать доказанным, что с той же целью они «поднимаются» в горы, рапортуют учёные в статье в журнале Science.

Мировые СМИ тут же сравнили это «бегство» от глобального потепления с попытками человека спрятаться от летней жары и духоты.

На фоне красивой фотографии французских Альп учёные собрали мозаику из растений, которые подверглись массовому «бегству» (иллюстрация Science).

Интернациональная команда биологов под руководством эколога Джонатана Ленуара (Jonathan Lenoir) из французской организации AgroParisTech проанализировала около 8 тысяч документов, которые создали самые разные специалисты начиная с 1905 года. Они собрали данные о растениях, произрастающих на высотах до 2600 метров над уровнем моря.

Затем учёные рассортировали данные о 171 лесном растении, которые растут в Альпах, Пиренеях и отчасти в Центральном массиве, на два периода: С 1905 по 1985 год, и с 1986 по 2005 год. 1985-й стал переломным из-за того, что до этого срока влияние глобального потепления в изучаемых районах почти не ощущалось.

Оказалось, что две трети видов растений в поисках более благоприятных условий жизни перебирались вверх в среднем на три метра каждый год, отмечают экологи в пресс-релизе AgroParisTech.

При этом те растения, что живут дольше, по понятным причинам передвигаются медленнее своих соседей, таких как травы, цветы, папоротники и мхи. А это в свою очередь ведёт к расслоению, изменению существующих экосистем (то есть влияет не только на растения, но и на животных).

Проблема ещё и в том, что чем выше забираются растения, тем сильнее «давит» на них дальнейшее повышение температуры. Ведь на большой высоте даже незначительное изменение на 0,1 градуса влечёт за собой большие последствия.

«Когда мы только начинали наши анализы, я даже не предполагал, что мы обнаружим такие скорости», — говорит Ленуар.

Тем не менее если повышение температуры продолжится (в XX веке оно составило 0,6 градуса), то некоторые виды растений со временем будут вытеснены из своих зон произрастания и исчезнут. В их числе окажутся и те виды, что не успеют приспособиться (например, не смогут распространить свои семена достаточно высоко).

Узнайте также о том, чем вредна высадка лесов и как влияет на глобальное потепление заснеженный лес.

Кстати, во влиянии на климат Земли обвиняли древних людей и даже жуков.

Водопад под мостом шумит о конечности воды