К 2085 году у туатар будут рождаться одни самцы

Вообще говоря, раньше учёные думали, что существует только один вид туатар, но в 1989 году на небольшом острове North Brother, что в проливе Кука, разделяющем Новую Зеландию, обнаружили второй вид – Sphenodon guntheri. Именно их будущее поставили под сомнение австралийские учёные (фото Mitchell et al.).

Рептилии вида Sphenodon punctatus, или туатары, появились около 200 миллионов лет назад. Долгий срок. Но недавно австралийские биологи подсчитали: если глобальное потепление будет продолжаться, то к 2085 году самцы этого вида перестанут встречаться с самками, поскольку последних просто не останется.

В отчёте, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B, австралийские учёные сообщают, что им удалось построить новую климатическую модель для ареала обитания туатар и увязать с ней гендерную структуру их популяции.

Эти удивительные пресмыкающееся вообще являются одним из наиболее удобных объектов для исследования.

Во-первых, мы уже писали о том, что они, возможно, эволюционируют быстрее всех известных науке животных.

А во-вторых, у них наблюдается так называемое модификационное (или фенотипическое) определение пола, когда пол зародыша формируется под влиянием внешних условий, в данном случае температуры (Temperature-dependent sex determination). Но могут повлиять и другие факторы – например уровень кислорода, как в случае с рыбами.

По словам ведущего автора исследования доктора Николы Митчелл (Nicola Mitchell) из университета Западной Австралии (University of Western Australia), потомство женского пола рождается, если температура колеблется около 21 °С, а самцы – если она становится выше 22 °С.

На иллюстрации представлена пространственная интерпретация рождаемости туатар. Наиболее неблагоприятный, но вполне реальный, по словам учёных, прогноз роста температуры на крошечном острове (его площадь – 4 гектара) составит +4 °С к 2085 году. Такой климатический сдвиг будет критичным для популяции, и самки перестанут рождаться. По крайней мере, так думают австралийские биологи (иллюстрация Mitchell at al./MEMBRANA).

В случае дальнейшего повышения среднегодовой температуры в норах туатары-девочки теоретически совсем перестанут появляться на свет: они могут принести потомство, а при изменившихся экологических условиях популяция вообще существовать не сможет.

Модель, построенная доктором Митчелл и её группой, рассчитывалась на основании соотношения текущих коэффициентов рождаемости и экстраполяции этих данных в соответствии с прогнозными значениями изменения климата.

Потом эти данные совместили с информацией о расположении нор животных и их глубине – для того чтобы более точно определить условия размножения в период, когда формируется пол плода в отложенных яйцах: это обычно всего лишь одна или две недели в феврале.

Рэймонд Хьюи (Raymond Huey) из Вашингтонского университета (University of Washington) и Фредрик Янзен (Fredric Janzen) из университета Айовы (Iowa State University) в своём комментарии к работе отмечают, что рептилии теоретически могут приспособиться к изменению температурного режима путём изменения коэффициентов рождаемости или расширения ареала.

Впрочем, добавляют американцы, это всё равно вряд ли их спасёт, поскольку у туатар небольшой размер популяции (читай: генетическое разнообразие), при этом площадь острова не позволит им мигрировать на новые территории.

Период полового созревания Sphenodon guntheri составляет около 10 лет, а откладывать яйца самка может лишь раз в несколько лет. При этом детёныши вылупляются через год после кладки. Всё это делает данный вид очень уязвимым (фото с сайта blog.daum.net).

Один из соавторов исследования, доктор Майкл Керни (Michael Kearney) из университета Мельбурна (University of Melbourne), считает угрозу очень серьёзной: «Туатары носились под ногами у динозавров, и было бы очень стыдно потерять их сейчас».

Но, кстати говоря, такой внушительный срок существования этого вида даёт осторожный повод для оптимизма: уже если они не погибли в результате К-Т события (K–T extinction event), то есть шанс, что и к новым климатическим условиям приспособятся.

Только если не добавлять масла в огонь в виде других антропогенных изменений экологии.

Читайте также о том, как изменение климата сгубило мамонтов, или о гипотезе, согласно которой рост температуры в результате падения метеорита мог привести к преобладанию новорождённых динозавров-самцов и, как следствие, к их вымиранию.

Новая система различает пингвинов в грудь