Кислород на Земле мог появиться из-за гор

По мнению авторов исследования, именно Гималаи (на фото) способствовали накоплению кислорода в атмосфере после экологической катастрофы в конце мелового периода 65 миллионов лет назад (фото NASA/GSFC).

Австралийские учёные связали образование гигантских горных хребтов в результате столкновения тектонических плит с расцветом микроорганизмов, наводнивших нашу атмосферу кислородом.

Отчёт об этом исследовании опубликован в журнале Nature Geoscience.

Как на Земле возникла атмосфера? Вопрос сложный и, по всей видимости, многоступенчатый. В настоящее время у науки исчерпывающего ответа на него нет.

Одной из наиболее популярных версий является вулканическая, согласно которой всему причиной древние извержения, доставившие кислород из мантии на поверхность Земли.

Однако у Йена Кэмпбелла (Ian Campbell) и Шарлотты Аллен (Charlotte Allen) из Австралийского национального университета (Australian National University) свой взгляд на эту проблему.

Современная карта литосферных плит (иллюстрация с сайта wikipedia.org).

Как минимум семь раз в истории нашей планеты гигантские плиты в основании континентов сходились, образуя то, что геологи называют суперконтинентом.

В ходе таких столкновений земная кора вздымалась, и образовывались весьма внушительные горные системы. Впоследствии ветер и осадки стирали горы в песок. И смывали его в океан.

В выносимой измельчённой породе находились железо, фосфор и другие элементы и минералы, обеспечивавшие энергией морские микроорганизмы. Те, в свою очередь, посредством фотосинтеза наводнили атмосферу Земли кислородом.

По расчётам учёных, именно в результате такой «подкормки» уровень кислорода вырос с ничтожно малой доли 2,65 миллиарда лет назад до 21% в текущую геологическую эпоху (в отдельные периоды этот показатель был гораздо выше).

Оценить степень присутствия O2 в атмосфере удалось, проведя анализ минеральных отложений в океанических осадочных породах. Данные по изменению уровня кислорода в минералах были сопоставлены с предполагаемой хронологией формирования суперконтинентов.

В шести случаях из семи наблюдалась устойчивая корреляция, в одном – «некоторые признаки соответствия».

По словам доктора Кэмпбелла, последние 40 миллионов лет – после того как столкнулись Индостан и Евразийская плита, образовав Гималаи, – уровень кислорода (вновь) повысился на 6%.

Данные австралийских учёных достаточно спорные: хотя бы потому, что оценки содержания различных газов в атмосфере и датировка образования суперконтинентов – весьма условны.

Почти весь палеозой (за исключением начала раннего) и флуктуации кислорода в эту эпоху. Белой линией отмечен текущий уровень. Данные получены на основании анализа углей древних пожаров. Разница в оценках – до 10% (подробнее с этой работой можно ознакомиться в журнале PNAS). Вероятно, палеозойский рост уровня кислорода и образование Пангеи – именно тот «несовпадающий» случай. Да и геологические оценки – плюс-минус 100 миллионов лет (иллюстрация Andrew Scott, Ian Glasspool/BBC/MEMBRANA).

С другой стороны, и с вулканической теорией не всё гладко. Если бы механизм насыщения атмосферы был именно таков, то уровень содержания кислорода был бы гораздо выше. По крайней мере, так считает доктор Кэмпбелл.

С австралийцем согласен и немецкий геофизик Райнер Кинд (Rainer Kind) из Геологического исследовательского центра в Потсдаме (GeoForschungsZentrum Potsdam): «Если бы не тектонические сдвиги, Земля бы выглядела, как Марс».

Что ж, вероятно, без сложной геологической структуры Земли развитие жизни на ней действительно было бы невозможным.

Читайте также более подробно о вулканической теории или о глобальном окислении около двух с половиной миллиардов лет назад.

Вулкан в Арктике извергался на невозможной глубине