Генетики выявили наследственные причины шизофрении

Напомним, что в среднем шизофренией страдают около 1% взрослого населения. Считается, что для близких родственников вероятность заболевания составляет 10-15%, а для близнецов шансы уже 50 на 50. Расстройство развивается обычно в зрелом возрасте – после 25-30 лет (иллюстрация Nature).

Учёным удалось приблизиться к пониманию генетических оснований шизофрении. В ходе двух независимых масштабных исследований были обнаружены мутации, повышающие риск заболевания в 15 раз.

Считается, что наследственная составляющая заболевания – более 70%. Эта цифра очень условна (как и сама постановка вопроса), но именно с расшифровкой ДНК-компонента медицина связывает будущее фармакотерапии.

Предыдущие исследования выявили несколько потенциальных мутаций (наличие или отсутствие некоторых генов), которые увеличивают риск расстройства, но они были довольно локальными и на статистическую значимость претендовать не могли.

Были организованы два новых масштабных проекта: ISC (International Schizophrenia Consortium), куда вошли 12 исследовательских институтов из Европы, США и Австралии, и SGENE consortium в составе 18 лабораторий из Европы, США и Китая. Отчёты об этих исследованиях (1 и 2) опубликованы в журнале Nature.

Группа ISC изучила геномы 3391 пациента с установленным диагнозом. Учёные хотели найти нечто конкретное: ошибку в последовательности, не позволяющую реплицировать определённый её участок, который можно условно назвать геном (вернее, генами) «нормальности».

В SGENE пошли несколько другим путём: учёные составили каталог генетический комбинаций 15 тысяч родителей и их детей и сравнили его с ДНК 4718 больных (в два раунда).

В обоих случаях зафиксировали одни и те же наследственные «пропажи» – на первой, пятнадцатой и двадцать второй хромосоме (именно они попали под подозрение в ходе предыдущих исследований). Дополнительно генетикам из SGENE удалось обнаружить ещё одну мутацию на пятнадцатой хромосоме.

Люди, у которых присутствуют подобные репликативные ошибки, имеют гораздо более высокий риск развития расстройства – от 3 до 15 раз, в зависимости от того, какие участки не воспроизвелись.

Участники обоих проектов предполагают, что мутации по популяции в целом составляют тот самый 1%, и именно в силу редкости этих ошибок предыдущие исследования к каким-то конкретным результатам прийти не могли.

Что ж, в пользу авторов говорит тот факт, что две группы независимо пришли к очень похожим выводам.

Возможная роль генов шизофрении в головном мозге: нарушение передачи сигналов в глутаматергических синапсах (glutamatergic synapse). Названия/аббревиатуры соответствующих генов обозначены в зелёных фигурах. Всего их восемь. Более подробно с перспективными методами лечения этого заболевания вы можете ознакомиться в обзорной статье в журнале Nature (иллюстрация Harrison, Weinberger, Roth, Gray/Nature).

Впрочем, до конкретных успехов ещё далеко. Коллаборант SGENE доктор Кари Стефанссон (Kári Stefánsson) считает, что для точной оценки генетической составляющей шизофрении предстоит выявить не одну мутацию.

Например, в ходе ещё одного исследования (результаты опубликованы в Nature Genetics) группа британских учёных из университета Кардиффа (Cardiff University) локализовала новую комбинацию, «ответственную за шизофрению», – ген ZNF804A, наличие которого тоже повышает риск заболевания, но не настолько, как в трёх предыдущих случаях.

Стоит также учесть, что средний срок разработки и вывода нового препарата на рынок, по данным американского управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (FDA), составляет от 10 до 15 лет.

Так что грядущие «прорывы» – вопрос не слишком близкого будущего.

Читайте также о том, что усугубляет развитие шизофрении, или о моделировании шизофрении у мышей-мутантов.

Поддонные бактерии делятся в рекордно низком темпе