Коровы чувствуют магнитное поле Земли

Пока не ясно, где именно расположен и что представляет собой природный компас этих животных (фото Alamy).

Если вы потерялись на просторах какой-нибудь деревни, не имея при себе компас, то теперь можете не паниковать — учёные из университета Дуйсбурга-Эссена (Universität Duisburg-Essen) выяснили, что стадо коров целенаправленно движется на север.

Многие виды животных используют магнитное поле Земли для ориентировки в пространстве: в этом ряду птицы, крысы, черепахи, летучие мыши, кроты, термиты и лосось.

Как люди могли упустить столь необычное чувство у коров, сегодня удивляются не только в журнале Nature, но и на National Geographic, Live Science и New Scientist.

Доктор Сабин Бегалль (Sabine Begall) и её коллеги использовали для своего исследования фотографии Google Earth. Они находили пасущиеся стада животных по всему миру (более 8,5 тысячи голов на 308 пастбищах) от Великобритании и Ирландии до Индии и США.

На втором этапе были изучены почти 3 тысячи косуль и ланей, которые паслись в 240 различных местах Чехии.

После тщательного анализа выяснилось, что около 60-70% животных своими телами чётко «указывали» на север (или юг), в независимости от того, отдыхали они или паслись. При этом направление было именно на магнитный, а не на географический северный полюс планеты.

Отклонения от «нормы» были незначительными (порядка 5 градусов в обе стороны).

Так как положение солнца и направление ветра всегда было разным, зоологам удалось исключить их влияние на положение коров и оленевых.

В статье, опубликованной в PNAS, учёные сделали вывод, что именно магнитное поле Земли является причиной подобного «выравнивания».

Фотографии отбирались тщательно, чтобы животные на них были видны чётко, находились на равнинной местности, не слишком близко к водопою или кормовым площадкам (что, несомненно, повлияло бы на их позиции).

«Весь этот поиск и отбор отнял у нас много времени, иногда нужные изображения находились всего за несколько минут, а иной раз и день мог пройти впустую», — рассказывает Бегалль.

Конечно, для более точного доказательства этой теории требуется поставить эксперименты с животными, но данное любопытное наблюдение уже можно считать значительным шагом вперёд. А пока учёные приступают к изучению фотографий диких кабанов, овец, козлов и лошадей.

Молекулярная связь динозавров и птиц может оборваться