На задворках Солнечной системы открыт диковинный объект

Орбита 2008 KV42 показана красным, орбиты Нептуна и Плутона — синим и зелёным. Голубым — орбиты типичных тел пояса Койпера (иллюстрация CFEPS).

Удалённое тело, находящееся в поясе Койпера, обращается вокруг Солнца в обратную сторону, по сравнению с орбитами планет и вообще — большинства «обитателей» нашей системы. О находке объявила группа учёных под руководством Бретта Глэдмана (Brett Gladman) из университета Британской Колумбии (University of British Columbia).

Орбита космического объекта, названного 2008 KV42, наклонена на 103,5° к эклиптике. Из-за этого данное тело получило неофициальное имя Drac (от Dracula), так как, по некоторым легендам, вампиры умеют ходить по стенам.

«Дорожка» этого объекта – эллиптическая. Она проходит от орбиты Урана в точке наибольшего сближения со светилом до двух расстояний от Солнца до Нептуна (или между 20 и 70 астрономическими единицами от Солнца).

Поперечник 2008 KV42 оценён в 50 километров.

Астрономы высчитали, что в последние несколько сот миллионов лет орбита Drac была устойчивой, но родилось это космическое тело, вероятно, в другом месте. Возможно, в том же самом, откуда берёт своё происхождение комета Галлея (Comet Halley) и некоторые другие кометы с ретроградной орбитой.

Открытие 2008 KV42 может пролить свет на тайну их рождения. Дело в том, что прежние вычисления показывали: комета Галлея и её сёстры не могут происходить из двух зон, являющихся колыбелями для других типов комет — то есть из пояса Койпера (лежащего сразу за орбитой Нептуна) или облака Оорта, находящегося на гигантском расстоянии в 20-200 тысяч астрономических единиц от Солнца.

Так вот, вычисления указывают на третье место рождения для Drac (а значит, вероятно, и для кометы Галлея, и для ряда других необычных тел). Оно лежит дальше пояса Койпера, но ближе облака Оорта.

Некоторые астрономы неофициально называют эту гипотетическую зону «внутренним облаком Оорта», а его место расположения оценивается в 2-5 тысяч астрономических единиц от дневной звезды.

«Астероид-вампир» когда-то покинул эту часть системы из-за гравитационных возмущений. И, как утверждают Глэдман и его коллеги, расчёты свидетельствуют, что аналогичные возмущения в будущем способны сдвинуть орбиту 2008 KV42 ещё ближе к Солнцу. Тогда он окажется похож на кометы типа Галлея.

Таким образом, «Дракула» представляет собой недостающее звено в цепочке эволюции космических скитальцев, обращающихся вокруг Солнца «против шерсти».

Любопытно, что команда Глэдмана нашла более 20 объектов пояса Койпера с круто наклонённым орбитами, но ни один из них (кроме Drac) не имеет ретроградную орбиту.

Читайте также о Макемаке.

Открыт объект у горизонта событий чёрной дыры Млечного Пути