Поименована пятая карликовая планета в Солнечной системе

В настоящее время новая карликовая планета находится примерно в 50 раз дальше от Солнца, чем Земля, но орбита её эллиптическая и в будущем этот мир к нам немного приблизится (иллюстрация с сайта NASA/JPL-Caltech/T.Pyle/SSC).

Объект пояса Койпера под формальным наименованием 2003 EL61, ранее также неофициально известный как Санта, получил имя от Международного астрономического союза (IAU). Теперь эта крошечная планетка (однако одна из самых больших среди всех транснептуновых тел) зовётся Хаумеа (Haumea).

Об открытии 2003 EL61 мы подробно рассказывали. Позже это тело не раз приносило интересные новости.

Так, астрономы установили, что планетоид 2003 EL61 буквально расплющен быстрым вращением и похож не на шар, а на деформированный мяч для регби. Далее оказалось, что Санта в своём прошлом пережил ужасающий удар.

Будущее 2003 EL61 также интересно. Лет эдак через миллиард он может стать самой яркой кометой в истории.

Теперь же IAU не только присвоил 2003 EL61 имя Хаумеа (в честь гавайской богини плодородия и деторождения), но ещё и причислил этот мирок к не так давно введённой категории карликовые планеты.

Таким образом, их стало пять.

Другие четыре это: бывший крупнейший астероид Церера, получивший ещё одно имя Плутон, вечно молодая планетка Эрида (в другой транскрипции Эрис) и «метановоледяная» Макемаке.

Спутники Хаумеа получили имена Хииаки (Hi’iaki) и Намака (Namaka). В гавайской мифологии это дочери Хаумеа.

Интересно, что богиня Хаумеа также ассоциируется с камнем, и это хорошо подходит к карликовой планете 2003 EL61, которая состоит в основном из камня, покрытого чистым льдом. Ещё по мифологии дочери Хаумеа рождались из разных частей её тела — точно так же как спутники планеты Хаумеа, по имеющейся версии, откололись от самого планетоида при ударе крупного тела.

Хаумеа является третьим по величине миром в поясе Койпера, лишь немного уступающим в поперечнике Плутону, который, в свою очередь, занимает почётное второе место после великолепной Эриды.

Напомним, карликовая планета Церера может похвастать диаметром в 975 км, Макемаке — 1300-1900 (по разным оценкам), наибольший размер Хаумеа равен 1960, поперечник Плутона составляет около 2300, и, наконец, венчает эту линейку Эрида с диаметром почти в 2400 км.

Млечный Путь содержит диск тёмной материи