Споры некоторых грибов развивают ускорение в 180 000 g

Несколько кадров показывают стартующую спору и струю «сока», вылетающего вслед (фото Yafetto et al.).

Крошечные грибы, пирующие на фекалиях травоядных, выстреливают свои споры не с самой внушительной скоростью, но зато со стартовым ускорением, которое бьёт все известные рекорды в живой природе. Открытие совершили Николас Мани (Nicholas Money) и его коллеги из университета Майами в Огайо (Miami University).

Микроскопические грибы «придумали» нечто вроде шприцов, которые выстреливают споры (их размер колеблется у разных видов от 10 микрометров до 0,5 миллиметра) на расстояние до 2,5 метра. Так увеличивается шанс на то, что споры будут съедены травоядным животным и цикл размножения продолжится.

Мани и его коллеги отсняли выброс спор у четырёх видов грибов с темпом съёмки 250 тысяч кадров в секунду. Таким способом удалось выяснить интересные подробности.

Скажем, скорость полёта спор оказалась не особенно высокой (до 25 метров в секунду), хотя с учётом микроскопических размеров самих грибов и спор — это совсем немало. Но вот ускорение, с которым споры набирают указанную скорость, оказалось колоссальным: от 20 тысяч до 180 тысяч g.

Исследователи напоминают, что мало кто в животном и растительном мире может приблизиться к этому показателю. Например, блоха стартует с ускорением в 200 g, а жала некоторых медуз выстреливают в сторону жертвы с ускорением 40 тысяч g.

С тонкостями стреляющего механизма грибов ещё предстоит разобраться, хотя в общих чертах он понятен — тут работает осмотическое давление в «стебле» или «стволе», который и выбрасывает споры.

Ранее, как говорят американские учёные, многие исследователи допускали ряд ошибок в оценке параметров полёта спор и давления внутри «стартовых комплексов». Оно, кстати, по вычислениям Мани получилось вовсе не гигантским. Тем удивительнее достигаемый эффект. Этому анализу и посвящена статья авторов нового опыта в PLoS ONE.

Читайте также о сверхскоростных челюстях муравья, цветке с быстрейшей пыльцой и раскрытии тайны мухоловки.

Если же вам больше интересны рукотворные рекорды, то почитайте об опыте разгона твёрдого тела с ускорением 10 000 000 000 g.

Предел скорости человека вырос после Олимпиады