Шимпанзе могут сопоставлять снимки задов и лиц знакомых

Подробности эксперимента можно найти в статье в журнале Advanced Science Letters (фото Cyril Ruoso/Minden Pictures).

Изображения задних частей особей для шимпанзе не менее информативны, чем портреты знакомых сородичей, причём обезьяны могут сопоставлять одно с другим. Это установили учёные из американского Национального центра исследования приматов (Yerkes National Primate Research Center).

Шесть взрослых шимпанзе обучили простому заданию: сначала им показывали снимки задних частей других шимпанзе (с видимыми гениталиями), а затем два снимка морд шимпанзе того же пола (условно, можно сказать, лица), среди которых нужно было выбрать владельца показанного ранее зада.

Обезьяны довольно точно сопоставляли зады с «лицами», угадывая гораздо чаще, чем следовало бы из простой случайности. Не существует убедительных доказательств, что другие приматы, включая человека, могли бы повторить этот «подвиг».

Исследователи отмечают, что, быть может, в племени людей, в котором все круглые сутки ходят обнажёнными, представители Homo sapiens могли бы проделать такой же трюк. Или в какой-нибудь коммуне нудистов.

При этом, что важно, верное определение происходило только в случае показа снимков знакомых шимпанзе. В снимках чужаков подопытные животные не находили искомую связь.

«Если бы сопоставление задних частей и „лиц“ действовало бы и в отношении незнакомцев, можно было бы говорить, что обезьяны просто видят некие физические (генетические) ключи, позволяющие соотнести то и другое, — пояснил один из авторов работы Франс де Ваал (Frans de Waal). — Так что выбор шёл на основе индивидуального опыта, а не догадок».

То есть обезьяны при личном общении с соплеменниками запоминают зады одновременно с мордами. «Многие животные смотрят на туловище, голос или лапы как на отдельные субъекты и не интегрируют их полностью», — добавляет американский биолог. Этот же опыт показывает, что шимпанзе обладают обобщённым представлением о телах знакомых особей.

Далее опыт изменили. Две фотографии «лиц» для выбора представляли уже животных разного пола. В этом случае подопытные шимпанзе верно (в плане пола) соотносили задние части и морды, но опять-таки только если речь шла о знакомой особи.

Но после дальнейшего испытания обезьяны научились соотносить изображения «обобщённых» задов, не принадлежащих кому-либо из известных шимпанзе (но по картинкам теоретически можно было определить пол) с портретами известных обезьян («мальчиков» или «девочек»).

По мнению авторов работы, это говорит о том, что восприятие пола формируется именно в ходе опыта общения с группой своих «соплеменников» и для особей из другого семейства этот «гендерный конструкт» будет бесполезен.

Читайте о том, как шимпанзе сопротивляются соблазнам, раскрывают связь биологии и экономики и проявляют чувство справедливости.

Курицеподобный динозавр питался насекомыми