Эволюция может диктоваться зрением

В «нейтральных водах» – по прозрачности и освещению – окрас рыб оставался нейтральным (фото Ole Seehausen).

Считается, что человек есть то, что он о себе думает. Однако это может быть правдой лишь отчасти: африканские рыбы убедили учёных – внешний вид особи может меняться в зависимости от того, что и как она видит.

Классическая эволюционная теория в общем случае объясняет появление двух новых видов «на базе» единого предка разделением популяций – адаптация к внешним условиям у каждой изолированной группы происходит по-своему.

Международная группа исследователей под руководством Оле Зехаузена (Ole Seehausen) из университета Берна (Universität Bern) в ходе наблюдений за рыбками вида Pundamilia на озере Виктория столкнулась с чем-то совершенно противоположным: особи, обитающие в одном водоёме, мутировали в зависимости от визуальных сенсорных сигналов. От наблюдаемой картинки, другими словами.

Отчёт об этой работе опубликован в журнале Nature.

В самых, пожалуй, известных водах Африки живёт около 500 видов цихлид (Cichlidae). Это такие симпатичные представители отряда окунеобразных, и среди них — Pundamilia. Столь буйное разнообразие подвигло биологов-эволюционистов на детальное исследование местной ихтиологической живности. И они не прогадали.

Оказалось, что рыбы различных цветов появляются в результате влияния освещения – то есть того, что они видят. Дело в том, что в зависимости от глубины или участка озера прозрачность и освещённость воды могут варьироваться. Это, в свою очередь, заставляет некоторых цихлид изменять свой внешний вид.

По мнению учёных, в условиях мелководья, где светло, появились синеватые самцы Pundamilia pundamilia, а на глубине, где важно, чтобы тебя заметили самочки, – красноватые Pundamilia nyererei (фото с сайтов safhl.net, sugerfold.hu).

В ходе предыдущих исследований уже было обнаружено, что существуют определённые гены, ответственные за «настройку» зрения рыб на определённый цвет.

Группе доктора Зехаузена впервые удалось показать, что те из Pundamilia, которые специфическим образом реагируют на красный или синий цвет, как бы очерчивают свои территориальные воды – по глубине или прозрачности – и спариваются с соответствующими партнёрами.

«Существует устойчивая взаимосвязь между „визуальным“ геном и цветом рыб», — резюмирует швейцарский учёный.

По мнению доктора Дженни Бауман (Jenny Boughman) из университета Висконсина-Мэдисона (University of Wisconsin-Madison), полученные результаты подтверждают возможность мутаций в зависимости от получаемой визуальной информации, однако для окончательных выводов предстоит провести ещё ряд исследований.

Узнайте также о том, как эволюционируют глаза рыб, сползая на одну сторону.

Производство искусственных носов станет массовым