Специалисты из Массачусетского технологического института (MIT) разработали подводный робот Odyssey IV для работы на больших глубинах. В отличие от предыдущих моделей новый автономный батискаф может передвигаться в любом направлении и даже «зависать» на одном месте.
Четвёртая «Одиссея» – последнее поколение «беспилотных плавательных аппаратов» (Autonomous Underwater Vehicles), разрабатываемых американскими учёными в качестве «недорогой альтернативы дорогостоящим исследованиям». По замыслу создателей, он пригодится всем, у кого есть необходимость вести соответствующие наблюдения – от нефтяных компаний до морских археологов.
С момента своего появления в начале 1990-х массачусетские батискафы практически не имели конкурентов в области «бюджетных» подводных исследований, однако у всех предшествующих моделей был существенный недостаток – они могли передвигаться лишь по прямой.
«Чтобы сделать подробные снимки какого-либо объекта, приходилось запускать аппарат несколько раз по одной и той же траектории», — поясняет глава департамента морских исследований MIT Хриссостомос Хриссостомидис (Chryssostomos Chryssostomidis).
Но больше этого делать не придётся: Odyssey IV прошла успешные испытания в Вудсхолском институте океанографии (Woods Hole Oceanographic Institution).
Аппарат может передвигаться по заранее запрограммированному маршруту, а также самостоятельно корректировать свой курс при встрече с препятствиями или при изменении направления течений, к примеру.
Над объектами, съёмку которых необходимо провести, робот способен кружить и даже «зависать» – благодаря специально разработанной системе «плавников» и перекрёстной винтовой тяге.
Дополнительно «Одиссея» оснащается автоматическими рычагами-"хваталками", с помощью которых можно собирать необходимые образцы или предметы и поднимать их на поверхность.
Впрочем, по признанию доктора Хриссостомидиса, батискаф пока сыроват: учёным предстоит доработать силовую схему, чтобы обеспечить приемлемую длительность и дальность подводных работ, а также поставить современную систему дистанционного управления. По оценкам американца, на доводку уйдёт ещё около года.
Читайте также о вертолёте-подлодке или о подводном экзоскелете.