Найдены новые доказательства охлаждения Земли

Возраст образцов, отобранных для анализа, составляет около 2,7 миллиарда лет – их нашли на территории современного Зимбабве. В нынешних геологических условиях аналогичные породы не образуются (фото Nature).

В древних магматических породах учёные обнаружили новое доказательство охлаждения земного ядра. На основании полученных данных геологи предположили, что за последние три миллиарда лет наша планета остыла на пятьсот градусов, а материки пришли в движение несколько позже, чем считалось ранее.

Международная группа геофизиков из Австралии, Великобритании и США решила изучить вулканические базальты – коматииты. Дело в том, что лавы, образующие эти породы, кристаллизуются при очень высоких температурах и, следовательно, могут дать ключ к пониманию геологических процессов в нижней мантии и в ядре.

Отчёт об этой работе опубликован в журнале Nature.

«Камни очень старые, и они, конечно, подверглись эрозии и прочим внешним воздействиям, — отмечает участник проекта Хью О’Нил (Hugh O’Neill) из Австралийского национального университета (ANU). – Но внутри кристаллов частицы аутентичной магмы всё же сохранились, и это открывает прекрасные возможности для анализа древнейшей геологической активности».

Многие годы учёные спорили, сформировались ли коматииты в более горячих условиях или температура ядра в то время была лишь немногим выше нынешней. В пользу последней версии свидетельствовало присутствие в лавах следов воды, которая могла понизить температуру их плавления на несколько сотен градусов.

Именно на воду обратили внимание геологи. Они «просветили» коматииты с помощью синхротронного излучения и не обнаружили никаких следов окисления. Следовательно, заключили исследователи, при образовании породы молекулы жидкости внутрь образцов не проникали.

В настоящее время температура ядра составляет порядка 5000 °C (иллюстрация National Geographic).

Таким образом, несколько миллиардов лет назад температура внутренней части Земли была, по-видимому, гораздо выше нынешней – разница может составлять до пятисот градусов.

Это навело авторов исследования на другой, ещё более интересный вывод: дрейф материков начался позже, чем считалось до сих пор. «Вполне вероятно, что тектоническая активность в её современном представлении возникла не так давно», — предполагает доктор О’Нил.

Речь идёт о том, что основной механизм охлаждения – движение плит – со своей ролью мог и не справиться, и должен был, следовательно, существовать другой принцип «сброса» температуры. А движение литосферы, в свою очередь, привязанное к охлаждению, может оказаться более поздним явлением.

Напомним, что согласно наиболее распространённой точке зрения образование твёрдой поверхности активизировалось как раз около 2,7 миллиарда лет назад – в позднем архее.

Впрочем, другая гипотеза утверждает, что если бы не тектоника плит, то ядро Земли, наоборот, остыло бы – как минимум около миллиарда лет назад.

Узнайте также об уточнённой дате зарождения континентов и о возрасте Луны.

Осина выдала секрет азотного поглощения деревьев