Курение помогает при шизофрении

Является ли пагубная страсть неосознанным самолечением? (фото P.Retuta/flickr.com)

Давно подмечено, что шизофреники не просто не могут отказаться от пагубной привычки, но и выкуривают за день до четырёх пачек сигарет. Американские исследователи решили выяснить, что является тому причиной.

Вероятность того, что такой больной пристрастится к сигаретам, в два-три раза выше, чем у здорового человека.

Учёные предположили, что никотин усиливает выработку одного из ключевых белков, количество которого в мозге при шизофрении мало. Видимо, поэтому симптомы болезни немного отступают.

Поясним. Мозг — это миллиарды нейронов, каждый из которых постоянно передаёт сигналы своим соседям. Чтобы в этой гигантской паутине «сообщения» не создавали своего рода пробки и аварии, работу нейронов регулируют так называемые нейромедиаторы, действующие как красный сигнал светофора. Одно из этих веществ (а именно гамма-аминомасляная кислота — GABA) у шизофреников вырабатывается в недостаточном количестве, вызывая у больного галлюцинации, дезорганизацию мышления и чувство тревоги.

Предыдущие исследования показали, что на поверхности клеток, производящих GABA, присутствуют рецепторы никотина.

Это открытие и данные о том, что после выкуривания сигареты у шизофреников наблюдается уменьшение симптоматики, сподвигли группу профессора Алессандро Гуидотти (Alessandro Guidotti) из университета Иллинойса в Чикаго (UIC) на исследование связи между никотином и производством этого нейромедиатора.

У учёных было предположение, что курение для больных становится своего рода самолечением, потому исследователи провели эксперимент с мышами.

Нескольким группам грызунов, состоящим из шести здоровых особей каждая, ввели количество никотина, соответствующее выкуриванию 20-30 сигарет одновременно. Половине групп инъекции вводили каждые три часа в течение 4 дней (симулируя таким образом курение большого количества сигарет), другим – только один раз.

Выяснилось, что у «злостных курильщиков» в организме вырабатывалось на 38% меньше белка ДНК метилтрансферазы 1 (DNMT1), что приводило к увеличению производства GABA. Эти данные подтвердили предположения исследователей.

В дальнейшем учёные планируют выяснить, какое влияние оказывает изменение уровня DNMT1 на другие функции мозга.

Подробнее – в статье авторов исследования, вышедшей в PNAS.

Узнайте также о том, почему марихуана усугубляет развитие шизофрении.

Бактерии больше любят женщин