Выращенный из стволовых клеток орган впервые пересажен пациенту

Выращенная трахея перед трансплантацией (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Испанские хирурги провели первую в мире трансплантацию целого органа, выращенного из стволовых клеток пациента. 30-летняя Клаудия Кастильо (Claudia Castillo) получила биоинженерную трахею, которая для её организма фактически оказалась своей. Данное достижение на практике показало, как пересадка целых тканей может быть проведена без необходимости в дальнейшем приёме иммунодепрессантов.

Трахея Клаудии была повреждена после туберкулёза (а корректнее сказать — участок после её разветвления — левый бронх). Международная группа биологов и медиков провела уникальную операцию по спасению лёгкого этой женщины.

В университете Бристоля (University of Bristol) для неё вырастили новый орган. Для этого учёные взяли трахею от недавно умершего человека и поместили её в специальный раствор, который удалил все клетки. От донорского органа остался только инертный каркас из коллагеновых волокон.

Эта основа послужила строительными лесами для нового органа, выращенного из клеток, взятых у Клаудии. Клетки были двух типов: от внутреннего слоя трахеи женщины и стволовые — из костного мозга. После четырёх дней роста в лаборатории новый «воздуховод» был готов к пересадке.

Маккиарини и Кастильо (фото с сайта hospitalclinic.org).

Операцию провёл профессор Паоло Маккиарини (Paolo Macchiarini) из госпиталя Барселоны (Hospital Clínic de Barcelona).

«Мне было очень страшно. До этого мы делали такую работу только на свиньях, — заявил хирург. — Но как только донорская трахея была извлечена из биореактора, мы увидели весьма позитивный сюрприз. Она выглядела и вела себя сходно с нормальной человеческой донорской трахеей».

Пересадка была выполнена в июне нынешнего года. Через четыре дня, говорят специалисты, трахея прижилась настолько, что её сложно было отличить от соседних участков дыхательных путей. А уже через месяц она вырастила собственную сеть кровоснабжения.

Теперь же, через пять месяцев, медики рапортуют, что состояние пациентки — хорошее, никаких признаков отторжения не выявлено. Клаудия вновь ухаживает за своими детьми и может подняться по лестнице не запыхавшись.

Возвращение к активному образу жизни — главный подарок и авторам сенсационной работы, и, конечно, самой Кастильо. По словам Маккиарини, и в будущем вероятность отторжения нового органа равна нулю. Так что эта пионерская операция открывает заманчивые перспективны для лечения целого ряда заболеваний.

Как утверждает один из участников эксперимента, профессор хирургии Мартин Бирчалл (Martin Birchall) из Бристоля, в течение 20 лет по такой технологии люди научатся выращивать практически все трансплантируемые ныне органы.

Проводившая необычное лечение Кастильо международная группа учёных, также включающая в себя специалистов из университета Падуи (Università degli Studi di Padova) и Миланского политеха (Politecnico di Milano), намерена в будущем провести аналогичные операции по трансплантации трахей и даже гортаней у раковых пациентов. Такие клинические испытания могут начаться в течение пяти лет.

Читайте о результатах многолетнего испытания трансплантированного мочевого пузыря, полученного культивацией специализированных клеток, взятых из соответствующего органа больного, а также о свежем прорывном опыте по выращиванию функционирующих тканей головного мозга из стволовых клеток.

Уникальное исследование обещает вернуть волосам их истинный цвет