Клетки сетчатки заставили восстановиться в живом организме

Разрез сетчатки глаза мыши под электронным микроскопом (иллюстрация с сайта ucdavis.edu).

Учёные из университета Вашингтона (University of Washington) впервые смогли заставить регенерироваться клетки сетчатки глаза живого млекопитающего. Пока опыт поставили лишь на мышах, теперь биологи мечтают развить успех и опробовать методику на человеке.

Сетчатка глаза преобразует свет в электрические импульсы, передаваемые в мозг. Для того чтобы восстановить работу этого важного органа после какого-либо повреждения, необходимо заставить дифференцироваться клетки Мюллера (Muller glia), которые способны «заменить» собою пострадавших «сородичей».

Ранее клетки Мюллера удавалось вырастить в лабораторных условиях, но нынешнее достижение даёт куда большие поводы для радости.

Во время эксперимента исследователи ввели в сетчатку лабораторных мышей вещество, которое уничтожило ганглиозные и амакриновые клетки. Затем учёные ввели в глаз специальные стимуляторы роста (эпидермиса и фибробластов) и инсулин. Позже выяснилось, что клетки Мюллера заработали снова и отреагировали на терапию размножением.

Многие клетки, что развивались из них, отмирали в первую же неделю, но те, что превратились в амакриновые, продержались как минимум 30 дней.

«Пока рано рассуждать о том, почему всё происходит именно так», — пишут исследователи в своей статье, вышедшей в PNAS. Но тут же добавляют, что, возможно, выжить дифференцированным клеткам помогают образовавшиеся стабильные связи с соседями.

Оптимизма добавляет тот факт, что клетки Мюллера есть у всех позвоночных, соответственно, существует возможность запустить подобный процесс регенерации и в глазу человека.

Руководитель исследования Томас Рех (Thomas Reh) считает, что новым способом вполне можно будет вылечить такие болезни, как дистрофия жёлтого пятна.

Читайте также пресс-релиз университета.

Кстати, раньше клетки сетчатки пытались восстановить (и порой небезуспешно) с помощью водорослей, стволовых клеток (в том числе эмбриональных), генов и трупов.

Искусственные биологические часы отсчитали первое время