Найдены свидетельства работы криовулканов Титана

Два участка криовулканизма (отмечены крестиками) на инфракрасной карте Титана (иллюстрация NASA/JPL/University of Arizona).

Исследователи, анализирующие данные с космического аппарата Cassini, сообщили об открытии изменений в облике поверхности холодной луны Сатурна, косвенно указывающих на вулканическую активность.

Криовулканы в отличие от вулканов обычных извергают не расплавленные каменные породы, а холодную смесь раскрошенного водяного льда, аммиака и метана, которая, по описанию учёных, должна напоминать ил, грязь или суспензию.

Толщина этих ледяных «лавовых потоков» достигает 200 метров. Это возможно благодаря высокой вязкости криомагмы, сравнимой с вязкостью лавы на Земле.

Первый криовулкан на Титане Cassini нашёл ещё в 2005-м, однако споры об интерпретации увиденного идут до сих пор. Не прекратились они и теперь, хотя новые сведения кладут весомую гирю на чашу весов в пользу именно криовулканизма.

Как сообщает пресс-релиз Лаборатории реактивного движения (JPL), обработав снимки с картографирующего спектрометра видимого и инфракрасного диапазонов, сделанные во время пролётов Cassini близ Титана с июля 2004 по март 2006 года, учёные нашли два экваториальных района, в которых наблюдались сильные изменения яркости поверхности.

В одном случае яркость выросла и осталась на высоком уровне, во втором — имел место «пик» с последующим падением отражательной способности.

Радиолокационные же изображения показывают там структуры, очень похожие на лавовые потоки.

Следы криовулканизма в двух районах Титана, запечатлённые на радарных снимках (фото NASA/JPL).

Кроме того, на одном из участков, по данным приборов, некоторое время присутствовала аммиачная изморозь, или иней. А ведь, по текущим представлениям, аммиак на Титане скрыт под поверхностью.

Самое логичное объяснение всем этим наблюдаемым явлениям — криовулканизм. Он же может пригодиться для объяснения большого количества метана в атмосфере планеты.

Не все исследователи согласны с такой интерпретацией новых сведений. Альтернативные варианты включают, к примеру, этановые туманы, появляющиеся время от времени и меняющие яркость участков при наблюдении из космоса. Но в таком случае яркие элементы поверхности быстро менялись бы под действием ветра, но этого вроде бы не наблюдается.

А ещё, утверждают специалисты, мы можем видеть действительно мощные потоки льда, но не извергаемые из-под поверхности, а внезапно снявшиеся со своих мест расположения, чтобы отправиться вдоль изрезанного рельефа в низины.

Такое движение могут вызвать метановые дожди, смазывающие накопленный ранее на холмах лёд. Если это так — мы видим последствия чего-то вроде гигантских ледяных селей.

Подробнее об условиях на Титане вы можете узнать из наших обзорных материалов — 1, 2 и 3, а также – из этой новости.

Астрономы завершили беспрецедентное изучение чёрной дыры