Заснят самый быстрый удар в мире

Марк Зейд за работой (фото Marcos Guerra, STRI).

Учёные из Смитсонианского института тропических исследований (Smithsonian Tropical Research Institute) обнаружили термита с самым быстрым движением челюстей.

Энтомологи Марк Зейд (Marc Seid) и Джереми Нивен (Jeremy Niven), а также их коллега Рудольф Шеффран (Rudolf Scheffrahn) из университета Флориды (University of Florida) исследовали особенности строения мозга Termes panamensis.

В специально построенной для этих целей лаборатории в Панаме учёные изучают богатый мир насекомых этой страны, в частности, они пытаются прояснить эволюцию миниатюрного мозга насекомых.

«Нас интересовал мозг термитов-солдатов и то, как они используют различные виды природной защиты от врагов», — рассказывает Зейд.

Те самые мандибулы, верхние челюсти T. panamensis. Если не учитывать их реальный размер, выглядят они весьма устрашающе (фото University of Toronto).

Отсняв движения термита-защитника в борьбе с захватчиком на высокоскоростную видеокамеру (40 тысяч кадров в секунду), энтомологи установили, что челюсти насекомого ударяют противника на скорости почти 70 метров в секунду. (Короткое видео можно скачать на этой странице.)

Один удар головы T. panamensis способен сокрушить практически любого вторгшегося в термитник противника.

«Многие насекомые двигаются значительно быстрее человека, однако когда мы снимали это видео, никто из нас не ожидал увидеть что-либо подобное. Между тем данные по поведению термитов помогут нам в изучении их мозга», — добавляет Зейд.

Но зачем термитам такая высокая скорость движений?

Рудольф Шеффран изучает термитник. Не так давно этот учёный после 15 лет поисков обнаружил новый вид термитов Cryptotermes bracketti (фото Thomas Wright/University of Florida).

Дело в том, что маленьким насекомым очень тяжело развить достаточную силу удара. Для того чтобы нанести противнику действительно тяжёлое увечье лёгким объектом, и человеку необходимо было бы придать ему высокую скорость, поясняет Нивен.

На данный момент удар T. panamensis является самым быстрым в мире.

При этом челюсть термита двигается на очень короткое расстояние. Но это и понятно, куда уж там размахиваться (или ещё того хуже – отступать) в узких проходах термитников, да ещё и когда совсем нет времени на раздумья. Природа, как всегда, нашла самый эффективный способ защиты.

Теперь энтомологи пытаются понять, как термитам удаётся развить столь высокую скорость удара челюстью, а точнее – каков механизм сохранения и высвобождения энергии в момент удара.

Статья авторов исследования опубликована в журнале Current Biology.

Узнайте, зачем и как сверхскоростные челюсти швыряют муравьёв. И познакомьтесь с другими природными рекордсменами: спорами, развивающими ускорение 180 000 g, и самым быстрым цветком.

Обнаружена истинная причина зевоты