Доставлять грузы NASA на МКС будут частные фирмы

Компания SpaceX, пусть и на картинках, уже отчётливо видит, как её грузовик прилетает к МКС (иллюстрация SpaceX).

Судя по всему, аэрокосмическое агентство США решило отказаться от доставки своих грузов на МКС посредством российских «космических грузовиков». Вместо «Прогрессов» в ближайшие годы NASA намерено возложить эту миссию на коммерческих подрядчиков – американские частные фирмы с собственными ракетами-носителями. На днях с двумя компаниями были подписаны долгосрочные миллиардные контракты.

Как сообщается в пресс-релизе NASA, выбор пал на фирмы SpaceX и Orbital Sciences – в общей сложности им выделено $3,5 миллиарда.

«Эти коммерческие перевозчики будут доставлять от 40 до 70 процентов наших грузов на космическую станцию», – заявил представитель NASA Билл Джерстенмайер (Bill Gerstenmaier), подразумевая и тот факт, что шаттлы отправятся на пенсию в 2010 году, а предлагаемая их замена будет готова не раньше 2015-го.

В середине декабря SpaceX доставила первую ступень Falcon 9 на Мыс Канаверал – подготовка к первому полёту идёт полным ходом (фото SpaceX).

Компания SpaceX, впервые в истории отправившая частную ракету на околоземную орбиту, нам хорошо знакома. Из последних новостей: в ноябре мы рассказывали об успешном наземном испытании первой ступени её тяжёлой кислородно-керосиновой ракеты-носителя Falcon 9. Кроме того, в арсенале спейс-иксовцев имеется пилотируемый корабль Dragon. Оба аппарата должны «по-взрослому» полететь в будущем году.

Также компания проектирует первую частную многоразовую орбитальную лабораторию.

В настоящее время Orbital Sciences гордится ракетой Taurus II (на снимке), но заказ NASA будет выполнять пока не готовый носитель Taurus IITM (фото Orbital Sciences).

Пока SpaceX получит $1,6 млрд — это деньги за 12 рейсов на МКС, которые должны быть совершены с 1 января 2009 года по 31 декабря 2016-го. Результатом станет доставка на станцию 20 метрических тонн грузов. В перспективе сумма контракта может быть увеличена до $3,1 млрд.

Orbital Sciences (мы упоминали её в этом материале) выделено больше – $1,9 млрд – причём всего за восемь полётов, которые, впрочем, должны состояться в те же сроки с аналогичным весом груза. Эта компания полагается на собственную новую ракету-носитель серии Taurus, которая сейчас находится в разработке. Демонстрационный полёт намечен на 2010-й.

SpaceX сообщает, что переоборудование её стартового комплекса SLC-40 на Мысе Канаверал идёт с опережением графика и будет завершено в начале 2009 года. А Orbital Sciences планирует использовать для запусков площадку NASA в Вирджинии (Wallops Flight Facility). Обе компании ранее уже получали контракты NASA на общую сумму $500 миллионов — деньги выделялись на развитие их орбитальных систем.

Самолёт-носитель Eve впервые взлетел в небо