Марсианский метан вновь поднимает вопрос о жизни

Эта картинка отражает концентрацию метана на Марсе (иллюстрация NASA).

Марс — жив. Либо в геологическом, либо в биологическом смысле. Таков главный вывод исследователей Красной планеты, пересмотревших недавно все возможные источники пополнения метана в марсианской атмосфере.

Метан на Марсе был открыт в 2003 году при помощи телескопов на Земле. В 2004-м он был подтверждён европейским марсианским спутником. Тот же аппарат позднее нашёл интересные закономерности в распределении метана, косвенно усиливающие позиции биологической версии происхождения этого газа.

Хотя и геологические процессы не исключены. Это может быть вулканизм (остающийся под вопросом, хотя тут есть интересные идеи) или высвобождение метана из клатратов, причём метана, созданного абиогенным путём в прошлые эпохи.

Здесь показан возможный механизм абиогенного происхождения метана, задействующий глубинное тепло Марса, определённые минералы, углекислоту и подземную воду (иллюстрация NASA/Susan Twardy).

В любом случае — Красная планета вовсе не мертва. Ведь метан быстро разлагается в атмосфере под действием ультрафиолета, а значит — на Марсе есть источники CH4.

Если это микроорганизмы, рассуждают исследователи, они должны скрываться довольно глубоко — там, где может ещё существовать жидкая вода.

«На Земле (в Южной Африке) микроорганизмы процветают в породах на глубине до 3 километров. Там, где естественная радиоактивность расщепляет молекулы воды на молекулярный водород и кислород. Организмы используют водород для производства энергии. Возможно, аналогичные организмы выжили в течение миллиардов лет под слоем вечной мерзлоты на Марсе, где есть жидкая вода, радиация поставляет энергию, а углекислый газ — углерод, — заявил Майкл Мамма (Michael Mumma) из космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center). — Такие газы, как метан, накопленный в этих подземных зонах, могут быть выброшены в атмосферу, если поры или трещины на стенах кратера или ущелья открываются в течение тёплого сезона, соединяя глубокие зоны и атмосферу».

Ранее Мамма уже выступал с работой, анализирующей найденный метан и предполагаемые места появления на поверхности так называемых горячих точек. Ныне он же является ведущим автором новой работы, опубликованой вчера в Science Express.

Итак, учёные окончательно подтвердили — метан есть. Причём, проанализировав прошлые съёмки, нашли несколько крупных шлейфов, один из которых представлял собой выброс сразу 19 тысяч тонн этого газа. Специалисты говорят, что комбинированное происхождение метана – и от бактерий, и от геологических процессов – вполне вероятно.

Такие выбросы, добавляют исследователи, происходят сразу в нескольких районах планеты в течение тёплого сезона. Причём некоторые из них сопровождаются выбросами водяного пара, а некоторые — нет. Интересно также, что выбросы метана замечены над районами, которые демонстрируют свидетельства древних подземных льдов или вытекавшей некогда на поверхность воды.

Как мы уже не раз говорили, вопрос об источнике метана, возможно, решит марсианская лаборатория MSL, старт которой ныне намечен на 2011 год. Различить же метан биологического и геологического происхождения возможно по содержанию в нём определённых изотопов водорода и углерода (биогенный метан легче абиогенного). И такие датчики уже строятся.

На Марсе открыт недостающий минерал