Первые киты могли рожать потомство на суше

Глава исследования Джинджерич показывает находку. Короткое интервью профессора можно посмотреть на этой странице (кадр из видео University of Michigan).

Археологи из университета Мичигана (University of Michigan) нашли в Пакистане окаменелость самки с детёнышем в животе. Так как данная особь относится к предкам китообразных, учёные предположили, что потомство первых китов появлялось на свет на земле.

Об этом свидетельствует положение плода (головой вперёд), который в скором времени должен был бы родиться, если б некое неизвестное нам событие не прервало жизнь его матери.

Учёные делают подобный вывод, потому что такое положение свойственно детёнышам наземных животных: они в большинстве случаев рождаются вперёд головой, чтобы сразу же начать дышать. В океане потомство выходит из чрева матери хвостом вперёд, вероятно, чтобы сразу же не утонуть.

Кости матери показаны розовым цветом, детёныша – голубым, а его зубы – оранжевым (иллюстрация University of Michigan).

Это открытие ещё раз подтверждает, что предки китов сначала обитали на земле и только потом стали земноводными (кормились в океане, а спали, спаривались и рожали на берегу).

Две особи, описанные в статье в журнале PLoS ONE, являются переходным звеном между земноводными и теми китами, которых мы наблюдаем сейчас.

Окаменелые останки животных, найденные в Пакистане в 2000 и 2004 годах, причислили к виду Maiacetus inuus. Особи относятся к протоцетидам (protocetid), которые обитали на Земле между 49 и 37 миллионами лет назад. Длина их тела составляла 2-5 метров, они имели четыре конечности, а произошли, скорее всего, от древних парнокопытных (современные представители: козы и коровы).

Таким художник видит самца Maiacetus inuus, на изображение наложен скелет. На врезке: вторая найденная особь, вероятно, мужская (иллюстрация John Klausmeyer и Bonnie Miljour, фото Philip Gingerich).

Археологи впервые находят беременную самку протокитов. «Поначалу я обнаружил маленькие зубы, затем несоизмеримо большие рёбра, которые никак не могли соответствовать зубам. Постепенно расчищая останки, мы к концу дня поняли, что наткнулись на мать с малышом», — рассказывает в пресс-релизе университета Филип Джинджерич (Philip Gingerich).

Возраст находки оценивается в 48 миллионов лет. Детёныш протокита достигал в длину 66 сантиметров. Размеры самца: 2,6 метра в длину, примерный вес 390 килограммов. У него более длинные зубы, другое строение таза. В среднем он оказался крупнее самки на 12%.

Столь небольшое отличие может свидетельствовать о том, что размер самца не имел решающего значения при выборе партнёра для спаривания, что конкурентов у данной особи было мало, а еды на окружающих территориях много (раньше в этих местах находилось морское дно).

Однако палеонтолог Джонатан Гейзлер (Jonathan Geisler) из Южного университета Джорджии (Georgia Southern University) предостерегает учёных от таких далеко идущих выводов и приводит в пример гиппопотамов (родственников китов), которые рожают детей и на земле и в воде, хотя плод в большинстве случаев выходит ножками вперёд. Нет прямой и однозначной связи между положением детёныша и средой, в которой он рождается, считает Гейзлер.

Узнайте также о первых китах с ногами.

В развитии ящериц и птиц открылись ускорения