США и Европа выстрелят дуплетом по лунам Юпитера

Космический «дуплет» родился при слиянии проектов, которые ранее в Европе и США шли самостоятельно (иллюстрация NASA).

Представители NASA и ESA, американского и европейского космических агентств, провели совещание, в ходе которого определили приоритеты в исследовании Солнечной системы и пришли к выводу о необходимости проведения грандиозной двойной миссии.

NASA уже как-то заявляло, что переносит вес финансирования на внешние планеты, да и ESA они очень интересуют: как в системе Сатурна, так и в системе Юпитера существует масса целей, до которых учёным просто не терпится добраться с новыми наборами инструментов.

По обе стороны океана мечтают повторно высадиться на великолепном Титане, ждут своего разрешения загадки Энцелада, и так далее.

Но средств на всё сразу явно не хватит, а значит, нужно выбирать. И выбор сделан: следующей крупной миссией землян, причём осуществляемой под флагами обоих агентств, станет двойной полёт к Юпитеру.

Многообещающая Европа – одно из немногих тел в Солнечной системе, которые могут оказаться обитаемыми. В числе её самых удивительных образований – подлёдный океан. На Ганимеде, впрочем, глубоко под поверхностью может быть скрыт такой же. Потому исследователи намерены направить ударный потенциал двух агентств на расследование этих чудес (иллюстрация NASA).

Последний раз посмотреть на этот газовый гигант и его семейство в непосредственной близи учёным удалось в 2007 году, да и то лишь мельком. Ныне, если всё пойдёт по плану, человечество (в «лице» своих автоматических станций, конечно же) вернётся на Юпитер в 2026 году (при старте аппаратов с Земли в 2020-м).

Впервые о совместной деятельности в данном направлении чиновники заговорили в 2005-м, но теперь специалисты пришли к окончательному выводу, что только совместная миссия справится с задачей в разумные сроки.

Увы, ясно, что это не будет технологически продвинутый ядерный зонд, как планировалось когда-то, да и планетарный подводный робот пока останется на Земле. Ведь даже без них новая миссия обойдётся партнёрам в несколько миллиардов долларов.

Межпланетных зондов будет два. NASA запустит Jupiter Europa Orbiter (JEO), а ESA — Jupiter Ganymede Orbiter (JGO), которые выйдут на «дорожки» вокруг соответствующих спутников.

Эти аппараты будут не только изучать своих подопечных, но и пользоваться преимуществами сдвоенной миссии – рассматривать сам Юпитер (а также Ио, Каллисто и другие спутники), словно гигантская стереокамера.

За этими исследованиями зонды проведут не менее трёх лет, после чего каждый из аппаратов разобьют о поверхность Европы и Ганимеда соответственно, чтобы получить последнюю, но важную порцию научных данных.

Специалисты посчитали, что миссию JEO/JGO (слева) можно будет реализовать быстрее и проще, чем новую высадку на Титан (справа), но и последнюю решили «держать в уме», на будущее (иллюстрация NASA/JPL).

Таким образом, с отправкой европейского воздушного шара на Титан придётся повременить. Но недавнее совещание принесло радостные вести и для тех планетологов, которые грезят о лунах Сатурна.

Специалисты решили, что после юпитерианской миссии два агентства должны организовать совместное возвращение на Сатурн. Только произойдёт это намного позже – «где-нибудь в течение нынешнего века», расплывчато поясняют исследователи.

Зато уже обрисованы в общих чертах задачи того полёта. NASA направит к Титану орбитальный аппарат (а до выхода на его орбиту он пролетит мимо Энцелада), а ESA дополнит эту объединённую станцию спускаемым зондом.

Наследник Гюйгенса будет состоять, в свою очередь, из двух частей – воздушного шара и посадочной капсулы, которую учёные намерены «приводнить» на одном из углеводородных озёр оранжевой луны.

Индия отправит человека в космос к 2015 году