В муравьином царстве зафиксированы восстания рабов

Мятежники Temnothorax longispinosus расправляются с куколкой ненавистных Protomognathus americanus (фото Alexandra Achenbach).

«Первое свидетельство восстания рабов: порабощённые рабочие муравьи систематически убивают потомство своих социальных паразитов Protomognathus americanus» – статью с таким названием опубликовали в журнале Evolution немецкие биологи.

Александра Ахенбах (Alexandra Achenbach) и Сузанне Фоитцик (Susanne Foitzik) из университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене (LMU) изучили 88 колоний муравьёв Protomognathus americanus, промышляющих нападением на поселения мурашей трёх других видов, из рода Temnothorax.

В ходе этих карательных операций P. americanus убивают всех взрослых особей и личинки, а юных рабочих в буквальном смысле угоняют в рабство. Невольники принимаются за работу по поддержанию жизни колонии рабовладельцев, осуществляют уход за их личинками и даже участвуют в «рейдах» против таких же муравьёв, как они сами.

Довольные рабовладельцы P. americanus (чёрные: королева слева, рабочий справа) и их невольники Leptothorax curvispinosus (фото Alexandra Achenbach).

До сих пор некоторые учёные полагали, что похищенные рабочие таким образом оказываются в эволюционной ловушке, выхода из которой для них нет. Однако Ахенбах и Фоитцик обнаружили, что некоторые из порабощённых насекомых в конце концов начинают мстить своим похитителям – происходит это, когда выводок рабовладельца окукливается.

Восставшие муравьи убивают до двух третей потомства, причём «уровень смертности» среди куколок, содержащих королев, самый высокий – 83%, а содержащих «мужчин» – всего 3%. Учёные заметили, что пленники намеренно убивают наиболее здоровых представителей выводка.

Ещё одной куколке P. americanus конец. Надо сказать, для неэнтомолога рабы внешне очень похожи на своих похитителей. Говорят, первые перенимают и запах вторых (фото Alexandra Achenbach).

Исследователи считают, что эти убийства объясняются именно стремлением мятежных невольников уменьшить численность популяции муравьёв-рабовладельцев и, следовательно, лишить их способности проводить «рейды». Для восставших – это безопасное будущее их близких. По-видимому, такие восстания объясняют, почему гнёзда P. americanus, как правило, очень малы.

Напоследок заметим, что муравьи не перестают удивлять. Мы рассказывали об их репродуктивной полиции, передаче власти по наследству, вкусовых предпочтениях, индивидуальном опыте, размножении без королев и самопожертвовании.

У новорождённых цыплят обнаружены математические способности