Определены ответственные за кожный зуд нейроны

Самый простой способ унять зуд – просто почесать больное место. Так поступали люди и животные на протяжении миллионов лет. Теперь учёные решили выяснить природу кожного зуда (фото с сайта medgadget.com).

Правда, пока исследование было проведено лишь на обезьянах. А занялась им группа биологов под руководством Гленна Гислера (Glenn Giesler) из университета Миннесоты.

Ощущение, что вот именно сейчас и ни минутой позже нужно почесать ту или иную часть тела, может иногда свести с ума (в переносном смысле, конечно, однако очень часто всё кончается царапинами, повреждением кожи и инфекцией). Но откуда оно появляется и почему при почёсывании обычно проходит?

У людей нестерпимый зуд может возникать при самых разных обстоятельствах, его могут вызывать различные вещества. Чаще всего это реакция организма на гистамин. Он возбуждает рецепторные нейроны, посылающие сигнал в мозг через спиноталамический тракт.

Гислер и его коллеги решили провести первичные исследования на обезьянах.

Чтобы выяснить, какие именно нейроны реагируют на почёсывание, биологи под анестезией имплантировали макакам в спинной мозг электроды, а затем ввели им в кожу конечностей гистамин. Затем зудящий участок «почесали» металлической пластиной, имитирующей три обезьяньих пальца. При этом активность некоторых нейронов спиноталамического тракта снизилась.

Так учёные выяснили, какие именно из них отвечают за ослабление зуда и как бы «выключаются» при почёсывании соответствующего участка кожи.

Статья авторов опубликована в журнале Nature Neuroscience.

В будущем (правда, не ясно, как скоро) учёные хотели бы выяснить ту же информацию о человеке. Тогда им, возможно, удалось бы создать лекарство или аппарат, испускающий электрические импульсы, способные ослабить ощущение кожного зуда, возникающее при чесотке, экземе и псориазе. Ведь именно в таких «тяжёлых» случаях больные мучаются от нестерпимого зуда, а расчёсывание кожи доходит до такой степени, что все симптомы только ухудшаются, угрожая и без того слабому иммунитету пациентов.

Узнайте также о том, как впервые было отснято развитие нейрона в мозге, и о том, зачем полушария борются за нервные клетки. Кстати, вы знаете каковы вычислительные способности одного единственного нейрона?

Учёные прочли пространственное положение человека в его мыслях