Близ центра Галактики обнаружена самая сложная органика

Сверху показана модель молекулы этилформиата, снизу н-пропилцианида. Атомы водорода показаны белым цветом, углерода – серым, кислорода – красным, азота – голубым (иллюстрация Oliver Baum/Universität zu Köln).

Ещё две органические молекулы, по сложности сравнимые с простейшими аминокислотами, были найдены астрофизиками из Германии и США близ центра Млечного Пути. Открытие ещё раз показывает, что жизнь в космосе могла сформироваться даже до появления планет.

Учёные из института радиоастрономии Макса Планка (Max-Planck-Institut für Radioastronomie — MPIfR), университетов Кёльна (Universität zu Köln) и Корнелла (Cornell University) при помощи испанского телескопа IRAM исследовали спектры излучения, приходящего от молекулярного облака Sagittarius B2, где активно формируются новые звёзды.

Напомним, что атомы и молекулы испускают излучение на определённых частотах. При регистрировании радиоизлучения различной интенсивности учёные получают спектр, каждая линия которого (а чаще сразу несколько линий) потенциально может рассказать о существовании того или иного соединения.

Проанализировав 3700 таких спектральных линий, учёные обнаружили 36, принадлежащих сложным органическим соединениям: этилформиату (C2H5OCHO) и н-пропилцианиду (C3H7CN). Первый относится к классу сложных эфиров, второй – к алкилцианидам или нитрилам. Оба близки по сложности к простейшей аминокислоте глицину.

Численное моделирование этой научной группы показало, что в межзвёздном пространстве могли образоваться и более сложные молекулы, даже аминокислоты (наличие которых означало бы возможность появления белков, а значит – и жизни).

Напомним, что составляющие аминокислот в космосе уже находили, и даже не раз. Существуют данные и о нахождении глицина, но, по мнению авторов этой работы, они были недостаточно достоверными.

Численное моделирование позволило также построить модели возможного появления столь сложных соединений. Учёные предполагают, что первые химические реакции происходили вследствие столкновения атомов и молекул газов. Поначалу короткие соединения могли оседать на частичках межзвёздной пыли, образуя так называемые функциональные группы. Затем они могли реагировать с другими такими же образованиями уже в ходе столкновения в космосе более крупных объектов (частичек пыли, небольших метеоритов и так далее).

«Нет какого-то конкретного предела длины для образования молекулы, поэтому мы ожидаем, что в скором времени найдутся и более сложные органические соединения. Надо только научиться их детектировать», — говорит Робин Гаррод (Robin Garrod) из Корнелла.

Так как молекул в космосе много, а интенсивность излучения сильно варьируется, то чем более сложным является соединение, тем больше времени нужно потратить на его поиск и идентификацию. Именно поэтому «выход» данного исследования был настолько мал (были найдены «хозяева» лишь 40 линий из почти четырёх тысяч).

«Сейчас мы будто бы ищем иголку в стоге сена, однако в будущем нам на помощь придут такие мощные инструменты, как проект Atacama Large Millimeter Array, которые сделают поиск более эффективным», — заявляет в пресс-релизе института Макса Планка Карл Ментен (Karl Menten).

Статья авторов опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Узнайте также о том, как в межзвёздном пространстве были обнаружены полициклические ароматические углеводороды, замороженный сахар и молекулярный кислород.

У умерших солнц открыты трупы солнечных систем