Автономный робот сориентировался в городе благодаря прохожим

Основной опыт проводился летом прошлого года и, видимо, впоследствии повторялся (кадр Institute of Automatic Control Engineering).

Любопытный эксперимент с целью изучения взаимодействия людей и машин провели немецкие учёные из Технического университета Мюнхена (TUM). Исследователи выпустили автономного робота на улицу, чтобы узнать, сможет ли он добраться до места назначения (городской площади), не имея ни карт, ни GPS-навигации, а полагаясь лишь на помощь прохожих.

Затея немцев сильно похожа на опыт, поставленный американской студенткой, о котором мы рассказывали, но мюнхенский эксперимент был намного технологичнее и в целом сложнее.

Роль заблудившегося в незнакомом городе сыграл специально построенный для этого робот ACE (Autonomous City Explorer). Это 160-килограммовый «шкаф» высотой 178 см, длиной 78 и глубиной 56 см.

Машина передвигается на двух колёсах диаметром 30 см (плюс две пары поддерживающих колёсиков по 12 и 10,5 см) с максимальной скоростью 1,4 метра в секунду. Батареи робота – литиево-полимерные. В пространстве ACE ориентируется благодаря лазерным дальномерам и, конечно же, бортовому компьютеру, работающему под Linux.

Эволюция «Эйса»: робот в возрасте одного, шести, двенадцати, и восемнадцати месяцев (иллюстрация Institute of Automatic Control Engineering).

На голове «Эйса» – глаза-камеры для обнаружения поблизости людей и двигающийся рот для «облегчения взаимодействия». На «груди» – сенсорный экран, с помощью которого желающие помочь прохожие могли указать путь, а на «животе» – динамик, звуками из которого робот привлекал к себе внимание. Кроме того, горожане могли показать дорогу «Эйсу» жестами, который тот хорошо «научился» распознавать.

Выехавшему из университета роботу было нужно добраться до площади Мариенплац (Marienplatz) в центре Мюнхена — это примерно полтора километра. Путь занял у машины целых пять часов, за это время ACE успел «повзаимодействовать» с 38 прохожими. Исследователи отметили, что робот двигался гораздо успешнее, пока не достиг пешеходной зоны, где «пал жертвой» любопытных граждан и из-за этого подзадержался.

На улице ACE повстречал 12 человек, а когда добрался до пешеходной зоны – всех остальных (фото Institute of Automatic Control Engineering).

Так или иначе, но цели «Эйс» достиг. Подробности опыта вы найдёте в этой статье (PDF-документ, 590 килобайт). Учёные намерены продолжить эксперименты, совершенствуя технику робота и усложняя его задачи.

Читайте также о том, как мюнхенские инженеры вселяются в робота на расстоянии и управляют электромеханическими устройствами с помощью одного лишь взгляда.

В Японии построен человекоподобный робот HIRO