Неандертальцы вымерли из-за каннибализма Homo sapiens

Неандертальцы пережили несколько ледниковых периодов, но не выдержали конкуренции с Homo sapiens (фото Mail Online).

Археологи из французского Национального научно-исcледовательского центра (Centre National de la Recherche Scientifique) выдвинули гипотезу, что 30 тысяч лет назад неандертальцы вымерли по вине предков современных людей.

Всё началось с того, что учёные обнаружили в Ле-Руа (Les Rois) на юго-западе Франции челюсть неандертальца с отметинами, более свойственными костям зверей, на которых охотились Homo в каменном веке.

В этих местах 35 тысяч лет назад процветала ориньякская культура (Aurignacian), здесь часто находили каменные и костяные орудия первых современных людей, кроманьонцев.

Поразмыслив над увиденным, археологи предположили, что мясо Homo neanderthalensis было съедено, а зубы использовались для создания украшений (символических трофеев). Впрочем, это лишь одна из версий выдвигаемых в статье (PDF-документ, 1,24 мегабайта), опубликованной в Journal of Anthropological Sciences.

Нижние челюсти неандертальца (A) и северных оленей (B, C) со следами, оставленными острыми каменными орудиями (фото Journal of Anthropological Sciences).

Вполне возможно, что неандертальцев когда-то действительно ловили, оттаскивали их тела в пещеры и ели. Ведь принято считать, что пришедшие из Африки люди были умнее (хотя не все с этим согласны).

«Древние люди вполне могли время от времени поедать Homo neanderthalensis. Многие годы мы стыдились этой версии, но пора бы уже признать, что это имело место», — говорит один из авторов работы Фернандо Роцци (Fernando Rozzi), известный нам по исследованию взросления неандертальцев.

Другие теории гласят, что неандертальцы могли исчезнуть из-за конкуренции с нашими предками за еду или из-за слишком уж резкой перемены климата.

Между тем есть сведения, что никуда они не исчезали, а просто «подмешали» свои гены к кроманьонским (хотя исследование митохондриальной ДНК эти данные опровергает, этот вопрос по-прежнему считается открытым).

И выдвинутая ныне теория наверняка будет оспариваться и дальше. Так, Франческо д’Эррико (Francesco d’Errico) из университета Бордо считает, что однажды встретившиеся царапины нельзя считать непременным доказательством каннибализма, так как люди могли просто подобрать старые кости и сделать из них украшения.

Могут ли несколько костей и царапин надёжно свидетельствовать о том, что произошло с неандертальцами? (фото Mail Online)

Профессор Крис Стрингер (Chris Stringer) из Лондонского музея естествознания выражает свою точку зрения мягче: «Это важное открытие. Однако если мы хотим удостовериться в своей правоте, нужны ещё доказательства существования каннибализма. На данный момент мы можем лишь сказать, что люди и неандертальцы жили примерно в одних и тех же районах Европы, и иногда, когда они контактировали, это приводило к весьма неприятным последствиям. Это не значит, что поедание неандертальцев происходило постоянно, но всё же борьба за ресурсы могла привести к вымиранию Homo neanderthalensis».

Не стоит забывать, что и сами неандертальцы каннибализмом не брезговали.

Кстати, а вы знаете, что недавно Homo neanderthalensis поделили на несколько групп?

В каменном веке создавали умный клей