Птицы запоминают лица обидчиков

Одна из птиц нападает на Девон Даффи (Devon Duffy), пытаясь не подпустить её к гнезду (фото Lou Guillette/University of Florida).

Пересмешники – самые распространённые птицы, проживающие на территории кампуса университета Флориды в Гейнсвилле (University of Florida). Эксперимент учёных показал, что птицы готовы дать отпор незваным гостям, особенно если те уже не в первый раз появляются у их гнёзд.

Орнитологи, изучающие поведение городских птиц, попросили нескольких студентов раз в день подходить к гнёздам пересмешников (семейство Mimidae). Эти птицы вьют гнёзда на деревьях и в кустарнике всего в паре метров от дорожек, по которым проходят тысячи студентов.

Добровольцы должны были отодвигать листву, осторожно прикасаться к краям гнёзд, а затем уходить (что естественно воспринимается птицами как опасность). Те же действия повторялись в течение трёх суток. На пятый день студенты менялись.

В общей сложности десять человек «проверили» таким образом 24 гнезда (каждое по меньшей мере пять раз в течение сезона гнездования и размножения пересмешников).

Результаты исследования показали, что на третий и четвёртый день птицы срывались со своих мест и летели навстречу уже знакомым им студентам быстрее, чем в первые дни. С каждым днём они вели себя всё более агрессивно, а отдельные птицы даже бросались на обидчиков и клевали их (не больно, но всё же настойчиво). И это несмотря на то что появлялись студенты всё время с разных сторон и надевали разную одежду.

На пятый день, когда появлялся новый потенциальный обидчик, пересмешники поднимали перья, выказывали беспокойство, но до последнего момента ждали, чтобы вспорхнуть. Предупреждающих криков и атак также было меньше, чем в предыдущие дни, когда появлялись уже знакомые люди.

Только ли пересмешники столь же умны? Возможно, после этой публикации другие зоологи переосмыслят свой опыт и подтвердят, что есть и другие виды животных, способные распознавать особей не своего вида (фото Lou Guillette/University of Florida).

Получается, что пересмешникам достаточно всего пары коротких визитов, чтобы запомнить опасного гостя, причём запомнить в лицо (а также, возможно, по каким-то другим неизвестным человеку особенностям). В дальнейшем они узнают обидчика среди тысяч других студентов и чуть что готовы броситься в атаку.

Эти данные радикально отличаются от результатов лабораторных исследований, в которых голуби, например, начинали узнавать своих постоянных «учителей» лишь спустя долгое время после начала тренировок.

«Для нас все пересмешники выглядят одинаково, но это не означает, что то же утверждение верно для птиц», — говорит в пресс-релизе университета профессор Дуг Ливи (Doug Levey).

Учёные утверждают – это первое свидетельство распознавания животными, проживающими в своей естественной среде, индивидуумов другого вида.

Такая особенность, видимо, помогает некоторым городским животным (и птицам в том числе) выживать в новых сложных условиях нехватки места и ресурсов для существования, а также обилия хищников. В то время как другие либо покидают насиженные места, либо вымирают.

Ранее считалось, что некие индивидуальные способности у животных, переквалифицировавшихся из диких в городские, всё же есть (иначе они и не выжили бы). Данное открытие доказывает эту гипотезу.

В случае с Mimidae сложно судить, приспособились ли они к соседству с людьми (всё-таки маловато мы ещё живём настолько близко друг к другу). Учёные считают, что скорее их умение хорошо воспринимать окружающий мир появилось давно и развивалось для защиты от других опасностей.

Подробнее об исследовании можно узнать из статьи авторов, опубликованной в PNAS.

Читайте также о похожем, но более гуманном эксперименте с пчёлами, а ещё о том, какую роль в распознавании лиц играют нос и штрихкод.

Витамины снижают эффективность физических упражнений