Грачи удивили учёных своими умственными способностями

Чтобы достать червяков, почти все участвовавшие в исследовании грачи сделали крючок из проволоки с первой попытки (фото Geoff Robinson).

Учёные из Кембриджа (University of Cambridge) и университета Королевы Марии в Лондоне (Queen Mary, University of London) обнаружили, что грачи, содержащиеся в неволе с детства, способны на создание сложных инструментов. Это открытие перевернуло представление орнитологов о способностях пернатых.

В тестах приняли участие четыре птицы из семейства врановых. Все они выросли в неволе, а значит, не могли научиться никаким трюкам у других своих собратьев.

Поначалу грачам была предоставлена возможность достать из длинной трубки корзиночку с червяком. Рядом с трубой, в которую невозможно было протиснуть голову и клюв, орнитологи положили прямой кусок проволоки. Три из четырёх птиц, практически не задумываясь, согнули из проволоки крючок, которым и вытянули корзинку из трубки.

Во втором эксперименте, для того чтобы достать червяка, грачам необходимо было бросить в трубку подходящий камень (как по диаметру, так и по весу). Все птицы подобрали нужный камень с первой попытки.

Позже грачи показали, что могут последовательно использовать сразу два инструмента (если одним из них не удаётся сразу добыть еду).

Исследователи уверены, что такое поведение свидетельствует об интеллекте высокого уровня. Ведь птицы не могли научиться этому ранее, кроме того, они почти не ошибались и проделывали все трюки сразу, а значит, додумались до того, как добраться до пищи, своим умом. Это врождённая особенность, а не приспособление к окружающей среде, полагают орнитологи.

О своих неординарных способностях рассказали грачи по кличкам Кук (Cook), Коннелли (Connelly), Фрай (Fry) и Монро (Monroe). На этих фотографиях показано, как одна из птиц делает крючок (фото Geoff Robinson).

Ранее подобные способности были обнаружены лишь у воронов Новой Каледонии.

Глава данного исследования Кристофер Бёрд (Christopher Bird) считает, что в дикой природе невозможно было бы обнаружить ничего подобного, так как там этим птицам инструменты практически не нужны.

«Их способности пригождаются им в других ситуациях, например при строительстве сложных гнёзд», — говорит он в пресс-релизе университета Кембриджа.

Статья авторов будет опубликована в PNAS.

За последнее время вскрылись многие другие выдающиеся способности птиц. Оказывается, что они умеют распознавать лица и строить предположения, обладают почти человеческом взглядом и даже лучшим обонянием, а также могут видеть магнитное поле Земли.

Птицы запоминают лица обидчиков