Впервые найден зародыш сдвоенной солнечной системы

Вверху: изображение обоих дисков в субмиллиметровом диапазоне. Внизу: та же система в оптическом диапазоне. Больший диск тут виден как тень, а меньший – скрыт в лучах более яркой из двух звёзд. Масштабные линейки – 100 а.е. (фотографии University of Hawaii, Nathan Smith/University of California at Berkeley).

Удивительное образование разглядели астрономы из Гавайского университета (University of Hawaii at Manoa) в 1300 световых годах от Земли, в туманности Ориона. Будущая планетарная система у двойной звезды обещает оказаться необычной по строению. Причём она — первая в своём роде, гордо заявляют авторы открытия.

Кратные звёзды наиболее распространены в Галактике. Неудивительно, что среди множества открытых на данный момент планетарных систем, а также — протопланетных дисков, которые превратятся в планетарные системы в будущем, — часть принадлежит двойным (и более) кратным звёздам.

Но ранее, изучая протопланетные диски у двойных звёзд, астрономы пришли к выводу: если расстояние между звёздами в паре очень мало (до трёх астрономических единиц), единый диск образуется сразу вокруг обоих компонентов, если расстояние несколько больше (3-50 а.е.) — диск не образуется, или вероятность его создания крайне мала. И наконец, если расстояние в паре достаточно велико (больше 50 а.е.), диск снова может образоваться, но исключительно у одной из звёзд в паре. Об этом исследовании двойных мы рассказывали во всех подробностях.

Теперь выясняется, что картина была, мягко говоря, неполной.

У двойной звезды 253-1536 компаньоны разделены расстоянием в 400 астрономических единиц (и обращаются вокруг общего центра масс за 4500 лет). И у каждого имеется свой собственный протопланетный диск.

Обе эти звезды сравнимы по массе и тянут на весах приблизительно как треть Солнца каждая. А вот протопланетные диски отличаются: больший весит как 70 Юпитеров, меньший — как 20 Юпитеров. Причём больший диск принадлежит чуть менее яркому компаньону, а вот звезда-напарница покрупнее довольствуется газопылевым диском поменьше.

Астрономы говорят, что 253-1536 — первый известный пример двух оптически видимых звёзд, каждая из которых окружена диском с массой, достаточной для формирования системы планет, подобной нашей собственной.

Детали открытия изложены в статье в Astrophysical Journal.

Читайте о других аномальных и редких протопланетных дисках: сложном диске в системе четырёх звёзд, загадочно вытянутом, наборе из двух дисков у одной звезды, лежащих в разных плоскостях, и, наконец, о паре протопланетных дисков у одной звезды, которые хотя и лежат в одной плоскости, зато вращаются в противоположных направлениях.

Получено новое подтверждение гипотезы океана Энцелада