На Венере вполне могли существовать океаны и тектоника плит

Учёные не без оснований подозревают, что время от времени вулканы на Венере просыпаются и в нашу эпоху, но пока не поймали ни одного работающего, хотя косвенные признаки (вроде колебаний в составе атмосферы и молний) космические аппараты уже находили. В далёком прошлом, однако, вулканизм здесь был самым мощным во всей Солнечной системе (иллюстрация ESA, AOES Medialab).

Исследователи, анализирующие данные, собранные европейским спутником Venus Express, нашли косвенное подтверждение гипотезе, гласящей, что в прошлом Венера разделяла с Землёй ряд важных особенностей. А именно — наличие отдельных материков и водных океанов между ними, а ещё тектонику плит.

Тысячи отдельных инфракрасных снимков, полученных в 2006 и 2007 годах, ныне собраны в первую ИК-карту южного полушария Венеры. В результате учёные обратили внимание на области, которые заметно отличаются в данном диапазоне от соседних районов.

«Это ещё не доказательство, но последовательность свидетельств, — говорит один из исследователей Нильс Мюллер (Nils Müller) из университета Мюнстера (Universität Münster). — Всё, что мы можем уверенно сказать сейчас: отдельные плато выглядят по-другому в сравнении с соседями».

Речь идёт об областях Альфа и Феба. Спутник делал снимки ночной стороны Венеры при помощи спектрометра VIRTIS. И на его кадрах данные регионы смотрятся светлее и старше других районов планеты.

Новая тепловая карта южного полушария Венеры (иллюстрация ESA/VIRTIS/INAF-IASF/Obs. de Paris-LESIA).

Яркость поверхности в ИК-диапазоне зависит от температуры, а ещё от состава пород (он влияет на теплоотдачу). Однако измерения показали, что разница в температуре разных участков полушария нигде не превышает 20 градусов. Это скорее свидетельствует об отсутствии лавовых потоков и, следовательно, вулканической активности в данный момент времени. Ведь лава давала бы больший температурный контраст.

Потому учёные сделали вывод, что отличие в инфракрасном изображении двух упомянутых плато от всех остальных, вероятно, обусловлено их составом. На Земле, утверждают европейские исследователи, аналогичную разницу покажет гранит, составляющий континентальную кору.

А исходя из того что мы знаем о граните на нашей планете, можно прийти к интересным выводам. «Если на Венере есть гранит, то в прошлом там должны были быть океаны и тектоника плит», — говорит Мюллер. Тектоника плит Венеры, в свою очередь, может объяснить её давнюю очень высокую вулканическую активность (ранее для неё придумывали альтернативные механизмы).

Это ещё одно косвенное свидетельство того, что в далёком прошлом Венера была куда больше похожа на Землю. Правда, доказать наличие гранита на Утренней звезде можно, только отправив спускаемые аппараты в интересующие учёных районы. Предыдущие венерианские зонды находили под своими «лапами» только базальтовые породы.

Читайте также о переоценке возраста поверхности Венеры, а ещё — о венерианских гидроксиле и исчезающем кислотном тумане.

Открыта звезда с переворачивающимся магнитным полем