Унунбию предложили имя Николая Коперника

Электронная оболочка унунбия (иллюстрации с сайта wikimedia.org).

Химический элемент с порядковым номером 112 был открыт в 1996 году в стенах Центра исследования тяжёлых ионов (GSI Helmholtz Centre for Heavy Ion Research). Несколько недель назад он был официально добавлен в периодическую таблицу химических элементов Менделеева. Теперь же первооткрыватели придумали ему уникальное имя.

Химический элемент предлагают назвать «коперницием» (copernicium) в честь великого астронома Николая Коперника (Mikołaj Kopernik), могилу которого обнаружили совсем недавно. Символом элемента станет Cp.

По признанию команды исследователей, руководителем которой является профессор Зигурд Гофманн (Sigurd Hofmann), они выбрали именно это имя, потому что Коперник «поменял наш взгляд на мир».

Теперь это название будут обсуждать учёные всего мира. Если все представители научных кругов с этим наименованием согласятся, то Международный союз чистой и прикладной химии (IUPAC) утвердит его примерно в январе будущего года.

Напомним, что новооткрытым химическим элементам (с атомным числом выше 100) первоначальные имена присваивают по следующей схеме.

Название собирается из корней в соответствии с порядком цифр, составляющих атомный номер элемента. Корни таковы: 0 = nil, 1 = un, 2 = bi, 3 = tri, 4 = quad, 5 = pent, 6 = hex, 7 = sept, 8 = oct, 9 = enn. В конце добавляется окончание «ium». Например, 118-й элемент получил название Ununoctium (Унуноктиум), символ Uun. А вот гипотетический 900-й элемент химической таблицы Менделеева, возможно, когда-нибудь назовут Ennilnilium (Еннилнилиум), символ Enn.

По номенклатурным правилам IUPAC, новооткрытый элемент нельзя называть в честь живых людей. Но когда профессора Гофманна спросили, нравится ли ему название «гофманиум», он ответил, что «коперниций» звучит гораздо лучше.

Отметим также, что 113-му элементу, открытому в 2004 году, название пока не присвоили.

Узнайте также об одном из "долгожителей" среди изотопов 108-го элемента хассия и о сложном веществе, состоящем всего из одного элемента.

Раскрыт секрет муравьиной системы оповещения о смерти