У растения обнаружен цветной камуфляж

Вдобавок ко всему «камуфляжные» листья были ещё и жёсткими, так что моа было не так уж легко их проглотить (фото с сайта landcareresearch.co.nz).

Как известно, животные часто используют цвета, чтобы замаскироваться и скрыться от хищников. А новозеландские учёные заявляют, что обнаружили первые доказательства аналогичной стратегии «цветового камуфляжа» у растений. По их словам, один из видов деревьев давным-давно «развил» такую оборону, чтобы защититься от вымерших гигантских птиц.

«Растения подвергаются атакам массы травоядных животных, и в ответ первые развивают различные техники для сдерживания последних, такие, например, как колючки и ядохимикаты, – рассказывает ведущий автор исследования доктор Кевин Бёрнс (Kevin Burns) и из университета Виктории (Victoria University of Wellington). – Но в отличие от животных до сих пор было крайне мало свидетельств основанной на цвете защиты у растений».

Бёрнс с коллегами изучал листья дерева псевдопанакс толстолистный (Pseudopanax crassifolius). У этого вида были замечены несколько странные цветовые изменения, происходящие в течение жизни. Молодой псевдопанакс обладает маленькими узкими листьями, при виде которых у человека слегка пестрит в глазах. Кроме того, на солнце эти «камуфляжные» листочки сливаются с лесной подстилкой.

Учёные полагают, что такие листья деревья «вырастили» для маскировки от гигантских бескрылых птиц моа (moa), которые вымерли 750 лет назад и тесно связаны с современными страусами. Спектрографический анализ показал, что у птиц были трудности с различением «камуфляжных» листьев. И наоборот, острые колючки деревья «сделали» яркими и весьма заметными для хищника.

Скелет моа можно увидеть, к примеру, в музее естествознания университета Мичигана (Exhibit Museum of Natural History) (фото с сайта ironshots.smugmug.com).

На оборону Pseudopanax crassifolius от моа, указывает и то, что выше трёх метров деревья выпускают листья, обычные по размеру, форме и цвету, а 300 см – как раз максимальный рост вымерших птиц.

Чтобы доказать, что вся эта маскировка связана с присутствием моа, группа Бёрнса сравнила полученные образцы с листьями аналогичного вида деревьев на архипелаге Чатем (Chatham Islands) в 800 км к востоку от Новой Зеландии, где крупных хищников вроде моа не было. У чатемских псевдопанаксов «камуфляжа» не обнаружилось.

Взрослый псевдопанакс (фото с сайта wikimedia.org).

Серию цветовых онтогенетических изменений Pseudopanax crassifolius учёные назвали «поразительной» и рассказали о ней в статье в журнале New Phytologist.

Читайте о гене, помогающем растениям бороться со стрессом, узнайте, как сорняки вынюхивают своих жертв и как аскорбинка может помочь растениям в мегаполисе.

Обнаружен самый дальний ежегодный перелёт у насекомых