Раскрыт секрет крупнейшего птичьего клюва

Кстати, детализированный технический анализ клюва тукана показал, что из материалов, похожих на этот клюв по структуре, можно делать более совершенные автомобили и самолёты (фото Glenn Tattersall).

Тукан обладает самым большим в птичьем мире клювом: он составляет 30-50% от общей длины его тела. Вопрос – зачем тукану такой большой «рот»? – не даёт покоя учёным уже давно. Версии разнятся от привлечения партнёров для спаривания и обороны от неприятеля до адаптации «под пищу», разорения гнёзд и визуального предупреждения. И вот выдвинуто новое, «главное» объяснение.

Исследователи из двух университетов – канадского Брока (Brock University) и бразильского Сан-Паулу (UNESP) – изучали южно-американского тукана токо (Ramphastos toco), «владельца» крупнейшего клюва в семействе. Для оценки температуры туканьего «носа» были использованы инфракрасные тепловые сканеры.

Как сообщается в пресс-релизе университета Брока, учёные пришли к выводу, что огромный клюв помогает тукану регулировать температуру своего тела, то есть действует наподобие кондиционера или автомобильного радиатора.

«Птицы не потеют, поэтому с повышенной температурой им приходится справляться другими механизмами», – заметил один из авторов данного исследования Гленн Таттерсалл (фото Glenn Tattersall).

В типичной для тукана среде обитания температура воздуха меняется в диапазоне 10-35 °C. И исследователи заметили, что когда начинается жара, клюв тукана быстро нагревается, «принимая на себя» тепло тела и «отдавая» его в воздух. Эффект был особенно заметен на закате, когда туканы за считанные минуты «закачивают» тепло в клювы, снижая температуру тела во время сна.

Дело в том, что клюв тукана пронизан сетью кровеносных сосудов и птица может увеличить или ограничить приток крови, тем самым охлаждаясь, когда жарко, и сохраняя тепло тела, когда холодно.

Если тукан «отключает» кровоток, его клюв способен принять лишь 5% тепла тела, но зато при «включении» доля достигает 100%.

A – тукан при температуре 20 °C отдаёт минимум тепла. B – тот же тукан две минуты спустя наращивает теплоотдачу. C – температура вокруг повышается до 25 °C. D – этот же тукан через две минуты «включает» клюв на всю катушку. E – температура упала до 10 °C, тукан сужает кровеносные сосуды в клюве. F – птица при 35-градусной жаре. G – воздух прогрелся до 22 °C, тукан открыл «рот», охлаждая себя таким способом. H – снова 35 °C, птица запустила всё возможное охлаждение, включая открытый клюв и раскрытые крылья (иллюстрации Glenn J. Tattersall, Denis V. Andrade, Augusto S. Abe).

Учёные называют это очень эффективным контролем терморегуляции и планируют изучить других птиц, обладающих таким механизмом. (О проделанной работе биологи отчитались в журнале Science.)

Узнайте о том, как птицы с помощью клювов побеждают гравитацию и осуществляют навигацию.

У растения обнаружен цветной камуфляж