Уточнено место одомашнивания собак

Ветеринар Леонард Кувале (Leonard Kuwale) позирует с одной из собак, кровь которой взяли на анализ (фото Corin Boyko).

С местом, откуда люди распространились по Земле, учёные вроде бы разобрались. Но когда и где были одомашнены собаки? Чтобы больше узнать об этом, учёные из университетов Корнелла (Cornell University) и Калифорнии в Дэвисе (UC Davis) отправились в Африку.

Оказывается, помочь определить, откуда родом домашние собаки, может генетический анализ. Ведь чем ближе животные к месту своего «начала», тем разнообразнее их популяция. У них было время эволюционировать, размножиться, а в отдалённые регионы обычно отправляются лишь небольшие группы животных, обладающие только частью многообразия своих отцов и не имеющие возможности «расцветать».

Выяснять, как с этим обстоят дела у африканских собак, Адам Бойко (Adam Boyko) и его коллеги поехали в Египет, Уганду и Намибию. Учёные взяли образцы крови у 318 деревенских собак в семи регионах: наполовину это были дикие местные животные, которые прибиваются к поселениям человека.

Для проведения генетического анализа требуется всего пять миллилитров крови. На фото одна из собак, проживающая в Мбале, Уганда (фото Corin Boyko).

Чтобы было с чем сравнивать, зоологи также провели анализ ДНК пуэрториканских уличных собак и четвероногих любимцев американцев (смешанных пород).

Проанализировав кровь на три генетических маркера, исследователи пришли к выводу, что одомашнивание собак могло начаться где-то в Евразии, возможно, даже в Северной Африке.

Отметим, что в более ранних работах (2002 год) зоологи предполагали, что родина приручения собак – Восточная Азия (тогда анализ проводился на основе генетических исследований митохондриальной ДНК животных). Бойко оспаривает те выводы. В своей статье, опубликованной в PNAS, он и его коллеги показывают, что генетическое многообразие африканских собак ничуть не меньше, чем восточноазиатских.

Ещё один факт в пользу правильности последних выводов: Египет – родина волков, именно их могли приручить древние жители планеты.

А это фотографии, сделанные в конце 2008 – начале 2009 года в Португалии. Учёные продолжают свои изыскания по всему миру. Видимо, данные, полученные в ходе этого исследования, будут опубликованы позднее (фото Marta Castelhano).

Любопытно, что побочным результатом исследования стало открытие: не все считающиеся африканскими породы собак являются местными (слишком мало общего обнаружилось в их генетическом материале). Выяснилось, что многие собаки Намибии, например, очень похожи на своих собратьев из Пуэрто-Рико и США. Видимо, дело в том, что многие современные породы являются смесью сразу нескольких.

Напоследок отметим, что исследования будут продолжаться, так как пока рано ставить точку в споре о месте происхождения домашних собак.

Узнайте также о том, как был найден череп самой древней собаки, и почитайте о родине домашних кошек.

Китайцы впервые вырастили мышат из притворяющихся клеток