Обнаружен новый фактор чувствительности к сладкому

Англичане называют пристрастие к сладкому «sweet tooth» (сладкий зуб), но, кажется, дело отнюдь не в зубах и даже не в языке (фото sunny/flickr.com).

На чувствительность к сладкому вкусу влияют диета, возраст, гормоны и некоторые другие факторы, но не последнюю роль, как оказывается, играет и происхождение человека.

Исследователи из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) попросили 144 человек распробовать девять растворов, каждый из которых имел определённую концентрацию сахара (сукрозы, от 0 до 4%). Затем добровольцы должны были расположить их по увеличению сладости.

Таким образом учёные смогли определить для каждого человека не только нижнюю границу чувствительности к сукрозе, но и способность определять разницу между отдельными растворами.

Отметим, что из 144 опрашиваемых 92 были европейцами, 37 азиатами и 15 африканцами. В результате выяснилось, что наибольшей чувствительностью к сладкому обладали европейцы (максимальная разница составила около 16%).

Проведя генетическое исследование ДНК добровольцев, американские учёные узнали, что чувствительность соответствует определённым очень малым различиям (на уровне отдельных нуклеотидов) в гене TAS1R3, который известен свой связью с рецептором сладкого вкуса и углеводов.

Сверившись с базами данных, исследователи установили, что у европейцев чаще присутствовали обе вариации гена, которые были ответственны за ощущение сладкого. У людей из Азии и Ближнего Востока они встречались реже, и наконец меньше всего вариаций было у жителей, чьи предки проживали в Африке.

«Люди, изучающие рацион питания и эволюцию, считают, что дело в происхождении. Большинство наиболее сладких растений произрастают в тропических регионах. Северные широты ими не богаты, потому нашим предкам необходимо было постараться, чтобы найти источник калорий. Как следствие, у жителей Европы в ходе эволюции выработалась и закрепилась большая чувствительность к сладкому», — говорит один из авторов работы Дэннис Драйна (Dennis Drayna).

С ним соглашается молекулярный биолог Стивен Вудинг (Stephen Wooding) из Юго-Западного медицинского центра университета Техаса. Он тоже считает, что различия определяются приспособлением к внешним условиям жизни, однако, по его мнению, пока не ясно, по каким причинам произошла такая адаптация.

Раньше учёные изучали различия чувствительности к горечи, однако чувствительность к сладкому проверяется впервые.

Отметим также, что в исследовании принимала участие компания Givaudan Flavors Corporation. Её специалисты считают, что новое открытие позволит производителям еды и напитков лучше приспособиться под нужды (желания) жителей разных частей планеты.

Подробнее о проведённом исследовании и сделанных выводах вы можете узнать в пресс-релизе института и в статье авторов, опубликованной в журнале Current Biology.

Читайте также об открытии нового вида вкусовых ощущений, узнайте о рецепторе кислотности и пищевом симуляторе.

Шотландцы повышают культуру питья 18-процентным пивом