General Motors построила водородные элементы нового поколения

Водородный Equinox. General Motors делает всё возможное, чтобы надпись «Не для продажи» исчезла (фото General Motors).

Как и обещала ранее, компания General Motors сделала большой шаг вперёд на пути существенного удешевления мощных топливных элементов для автомобилей при одновременном наращивании их долговечности.

Ещё в 2006 году представители GM сделали прогноз, гласящий, что стоимость автомобилей на водородных топливных элементах постепенно сравняется со стоимостью бензиновых аналогов. Этого ещё, конечно, не случилось, но, похоже, GM знала, о чём говорила.

Несколько крупных автомобильных компаний в США, Европе и Японии не бросают эту тематику, несмотря на кризис и чисто инженерные трудности (мы как-то рассказывали, к примеру, об усилиях французов). И пусть топливные элементы сами по себе давно выпускаются серийно (только в основном не для нужд транспорта), ключевой вопрос в том, чтобы они стали по-настоящему недорогими, дабы быть пригодными для установки на массовые легковушки.

General Motors в частности уже два года проводит «полевые» тесты 116 водородных кроссоверов Equinox Fuel Cell (в рамках Project Driveway). Они колесят по дорогам США и Европы. Ныне эти авто накатали в сумме почти миллион миль, что позволило инженерам GM собрать уникальные данные о работе топливных элементов в реальной эксплуатации.

Баллоны со сжатым водородом этой машины вмещают 4,2 килограмма газа. При этом топливные элементы на Equinox развивают мощность 93 киловатта. Теперь же, как сообщает компания, совершенствование этого устройства, в частности оптимизация компьютерной программы управления данным блоком, позволила нарастить запас хода Equinox на одной заправке.

Первоначально инженеры говорили о 320 километрах (видимо, в идеальных условиях), но в реальности данный параметр был ближе к 260. Ныне действительно достигнуты 322 км. Кроме того, первоначальный срок службы топливных элементов составлял 80 тысяч км, теперь его удалось поднять до 130 тыс.

Но главный успех заключается в другом. На Equinox стоят топливные элементы так называемого четвёртого поколения. Их длительное испытание позволило специалистам GM создать блок пятого поколения с впечатляющими параметрами.

Если раньше 93-киловаттный водородный модуль в кроссовере занимал места существенно больше, чем отнял бы ДВС аналогичной мощности, то блок пятого поколения при тех же самых 93 киловаттах отдачи по размеру никак не больше, чем четырёхцилиндровый 2,4-литровый бензиновый мотор, а, похоже, даже меньше.

Силовая установка Equinox Fuel Cell и аналогичный по мощности, но намного более компактный агрегат, построенный вокруг топливных элементов пятого поколения (фотографии с сайта green.autoblog.com).

И что ещё приятнее, новый блок — дешевле предыдущего. Это достигнуто оптимизацией и сокращением размеров разных узлов и деталей — от системы подачи топлива до системы охлаждения. Более того, без ухудшения параметров топливных элементов американским инженерам удалось снизить содержание в них платины с 80 граммов (в блоке, ныне стоящем на Equinox) до 30 граммов в «пятёрке».

К середине следующего десятилетия GM намерена развернуть массовое производство топливных элементов пятого поколения в объёме 10 тысяч штук в год. А дальнейшие планы — ещё внушительнее.

В шестом и седьмом поколениях топливных ячеек от GM содержание платины будет снижено до 10 граммов и даже менее. А такое количество драгметалла содержится, к примеру, в нынешних каталитических нейтрализаторах серийных авто. Одновременно долговечность блока будет поднята почти до 200 тысяч км, обещает GM.

Несмотря на впечатляющие успехи в области силовых аккумуляторов и, соответственно, всё более радужные перспективы гибридов и электромобилей, а также, несмотря на неразвитость инфраструктуры по выработке H2 и заправке, водородные машины остаются одним из возможных направлений развития транспорта. Читайте, кстати, о самом простом водородном автомобиле и футуристическом концепте Sequel.



Британский паровой автомобиль побил 100-летний рекорд

17 августа 2009

В США построили автомобиль для слепых

17 июля 2009

Солнечный болид прошёл эволюцию в пяти поколениях

15 июля 2009

Горячий карманный зарядник сохраняет природу

1 июля 2009

Река и простота соединились в водородном автомобиле

17 июня 2009
  • Водородные двигатели и машины — будущее планеты.
    Единственное препятствие — не проработана технология.
    Но все когда нибуть меняется.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Прудков  24 апреля, 09:34
    Препятствие есть и в том, что КПД все же не превышает 50% , что не сравнимо с аккумуляторами.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  24 апреля, 18:31
    уже давно посчитано, что водородные двигатели не идут ни в какое сравнение с аккумуляторами. Тому ест несколько непреодолимых впринципе (!) причин.
    1. Как хранить водород в автомобиле? Тяжеленные баллоны со сжатым водородом?
    2. Коэффициент преобразования водорода в механическую энергию сравним с нынешними ДВС.
    3. Получение самого водорода неэффективно. Тут коэффициенты еще ниже чем в п.2.
    4. Как транспортировать огромные массы водорода на заправки?

    Вся эта канитель с водородом служит только для напрваления конкурентов работающих на батареями по ложному следу. А вось какой дурачек да и урежет бюджет «аккумуляторщиков».

    Ближайшая перспектива развития автомобилоестроения это аккумуляторные батареи.
    И основное их преимущество КПД преобразования электрической энергии в механическую — не менее 95%.
    Вообще полный цикл получение электричества, передача его на заправочную станцию, заправка в аккумулятор, использование из аккумулятора в 2-3 раза более экономичен чем теперешнее испрользование ДВС не говоря уже о водороде. А это полная победа. И ведущие компании уже заметте «втихую» юросают сюда колоссальные средства, а афишируют утопию в виде водорода.

    ОтветитьНравится