Испытан беспилотный дирижабль-червяк

Ролики с последних тестов прототипа STS-111 можно найти тут (кадры Sanswire-TAO).

Американская компания Sanswire-TAO испытала в небе прототип летающей коммуникационной платформы и военного разведчика, представляющий собой дирижабль нового типа.

Sanswire-TAO — дочерняя фирма американской компании Sanswire и германской группы TAO. Sanswire известна нам по изобретению термина стрателлит (stratellite — комбинация «стратосферы» и «спутника») и выводу на испытания первого такого аппарата. Ныне Sanswire, в партнёрстве с заокеанскими спецами разработала новую машину, получившую обозначение STS-111.

Главная изюминка аппарата — сегментированная гибкая оболочка (никаких внутренних каркасов), напоминающая червяка. Головная секция этого дирижабля заполнена гелием. Она несёт на себе полезную нагрузку, а также двигатель с винтами, способный поворачиваться по всем осям для создания направленного вектора тяги.

Все хвостовые секции дирижабля заполнены другим газом (это может быть метан, сингаз или водород — американцы пишут вообще-то просто fuelgas). В отличие от головного сегмента здесь подъёмная сила отрегулирована так, чтобы только лишь компенсировать вес оболочек. Хвост «червяка» снабжён также простыми неподвижными стабилизаторами.

Таким видится инженерам финальный вариант STS-111 и сфера его применения (иллюстрации Sanswire-TAO).

Принцип управления движением дирижабля прост — он начинает смещаться туда, куда направлена тяга мотора. При этом извивающийся «пассивный» хвост играет роль стабилизатора, обеспечивающего соответственно «успокоение» машины после выполнения поворота или снижения (набора высоты).

STS-111 должен работать на малых и средних высотах (до 4,6 км) в роли разведчика, носителя датчиков мониторинга окружающей среды, а также ретрансляционной платформы для военных и гражданских нужд.

Длина STS-111 составляет 33,8 метра, высота 3,35 м. Он должен нести полезную нагрузку весом в 9 килограммов, которая может потреблять от бортового генератора мощность до 3 киловатт.

Главные преимущества новинки — быстрота развёртывания, относительная дешевизна самого аппарата и наземной инфраструктуры, а ещё — длительное время работы в воздухе: 2,5 дня при скорости 27 узлов (50 км/ч) и до 5 дней при более спокойном движении (если не считать помех от ветра).

Аппарат, по проекту, будет способен как на автономное перемещение по программе, так и на дистанционное управление с земли. Предусмотрен аварийный парашют для полезной нагрузки.

17 июня и 18 августа этого года Sanswire-TAO испытала в небе масштабный прототип STS-111 — аппарат длиной 23,2 метра. В ходе тестов «червяк» поднимался на высоту до 2,75 км, доказав работоспособность идеи свободного извивающегося хвоста. Вскоре компания намерена вывести на испытания и полномасштабный образец STS-111.

В дальнейшем на основе данной технологии предполагается создавать аналогичные дирижабли различного размера и назначения, в том числе — коммуникационные стрателлиты, действующие на высотах до 18 км (такая машина запланирована Sanswire-TAO к постройке на 2010 год).

Вверху: испытания масштабного прототипа. Внизу: полноразмерный STS-111 почти готов к вылету (фотографии Sanswire-TAO).



Миниатюрный махолёт с двумя крыльями впервые поднялся в воздух

27 июля 2009

Электрический самолёт установил мировой рекорд

26 июня 2009

GE и NASA возвращаются к нетривиальному дизайну реактивных двигателей

18 июня 2009

Американцы готовят к выпуску летающие мотоциклы

4 июня 2009

Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе

13 мая 2009