ВМС США изобрели робота-чистильщика

О сроках внедрения Hull BUG в широкую практику пока ничего не сообщается. Этот вариант, как видим, оснащён ещё и видеокамерой для дистанционного контроля за работой «жука» (фото US Navy).

Обрастание судов — негативное явление, с которым с переменным успехом пытаются бороться самыми различными методами. Передовое решение проблемы нашли специалисты Управления военно-морских исследований США (Office of Naval Research), исследовательской лаборатории ВМС (Naval Surface Warfare Center, Carderock Division), компании SeaRobotics и технологического института Флориды (Florida Institute of Technology).

Ракушки и водоросли, оккупирующие подводную часть судов, способны заметно повысить сопротивление движению, снижая максимальную скорость на 10% и повышая расход топлива в запущенных случаях на все 40% — утверждают специалисты американских ВМС.

Проблема эта известна давно, и актуальна она, очевидно, не только для военных судов, но и для гражданского флота. Для борьбы с обрастанием приходится привлекать водолазов, очищающих поверхность на стоянке судна в порту либо время от времени ставить корабль в сухой док с той же целью.

Много лет назад предлагалось для войны с обрастателями использовать ультразвук и токсичную краску, мешающие морским обитателям закрепляться и размножаться на подводной части судов или морских сооружений. Но всё равно во всём мире в основном сражаются с «биоплёнкой» старыми проверенными способами.

И хотя торговый флот теряет огромные средства из-за обрастания, самый высокотехнологический метод борьбы с ним разработали специалисты ВМС США в содружестве с гражданскими учёными и инженерами (кстати, американский флот теряет до полумиллиарда долларов в год из-за всё той же проблемы — в виде лишнего расхода горючего и затрат на дополнительное обслуживание судов в портах).

Партнёры по проекту создали автономного робота для «биоинспирированной подводной чистки корпуса» (Robotic Hull Bio-inspired Underwater Grooming tool — Hull BUG). Подводная «газонокосилка» (в чём-то схожая с роботом-чистильщиком бассейнов) оснащена колёсами для передвижения по корпусу корабля, к которому она присасывается, создавая миниатюрный водоворот под своим «брюхом» (там есть небольшая крыльчатка).

В передней части аппарата расположен прибор, позволяющий машине самостоятельно отличать чистую поверхность от покрытой биоплёнкой (в его основе — флуорометр, определяющий люминесценцию обрастателей). Этот сенсор позволяет роботу не тратить время зря. Ну а за очистку корпуса отвечает набор вращающихся щёток.

Один из первых прототипов Hull BUG, его обратная сторона и испытания аппарата в реальных условиях (кадры US Navy).

Испытания Hull BUG показали перспективность нового подхода. Американцы отмечают, что их военные корабли проводят половину жизни у причалов и в это время роботы, подобные Hull BUG, могли бы с минимальными затратами спокойно очищать корпуса от ракушек.

Одновременно американские ВМС сообщили об успехах в разработке необрастающих (сравнительно, конечно) покрытий, безопасных для экологии. Военные полагают, что наилучший эффект даст сочетание таких защитных плёнок с деятельностью роботов-чистильщиков.



Гигантский робот будет спасать город после землетрясения

29 июля 2009

Японцы научили роботов играть в бейсбол

24 июля 2009

Японцы нарядили робота в свадебное платье

22 июля 2009

Робот-Эйнштейн обучился человеческой мимике

13 июля 2009

Европейцы создали дедушку симпатяги WALL•E

9 июля 2009