Генетики сдвинули во времени и пространстве начало употребления молока

Для того чтобы сделать правильные выводы, учёным пришлось обработать множество данных. В результате они очертили границы региона, в котором с наибольшей вероятностью могло зародиться употребление молока (иллюстрация PLoS Computational Biology).

Учёные из университетского колледжа Лондона (University College London) собрали генетические и археологические данные и посчитали, что начало употреблению молока скота было положено вовсе не в Северной Европе, как считалось ранее.

Изначально люди могли пить только молоко своих матерей, однако с развитием животноводства они распробовали молоко других животных. Однако чтобы научиться переваривать его во взрослом возрасте, необходимо было на генетическом уровне выработать так называемую терпимость (или толерантность) к лактозе, молочному сахару.

Ранее считалось, что употребление молока закрепилось в процессе естественного отбора у жителей северных стран (в частности, в Великобритании). Они стали лучше выживать. Всё из-за того что им нужно больше витамина D, предполагали учёные. У жителей большинства районов мира это вещество вырабатывается в организме тогда, когда кожу освещает солнце. Логично предположить, что обитателям северных территорий солнца достаётся меньше, а значит, и витамина D они получают не так много, как их южные соседи. Вот и начали они пить молоко.

Организм приспособился к этому процессу с помощью генетических мутаций, которые запустили «вторичную» (во взрослом возрасте) выработку лактозы, фермента, расщепляющего тот самый молочный сахар. Впрочем, до сих пор встречаются люди, которым становится плохо при употреблении продуктов из непереработанного молока.

Однако новые данные снова переворачивают всё с ног на голову: оказывается, толерантность к лактозе впервые появилась у европейцев не в северных районах, а на территории между Центральной Европой и центральными Балканами, возможно, у людей, создававших линейно-ленточную керамику, пишут учёные в

пресс-релизе университета. Началось распространение нужного гена примерно 7500 лет назад.

На эту карту Европы наложены схематическое изображение молекулы лактозы, фотографии горшков, принадлежащих культуре линейно-ленточной керамики, и предполагаемое положение «родины» толерантности к лактозе (эволюционировавшей совместно с развитием молочного хозяйства) (иллюстрация и фото Yael Pinchevsky, Yuval Itan, Joachim Burger, Mark G. Thomas, Sabine Schade-Lindig).

«Мы сразу поняли, что витамин D не играет никакой роли и не объясняет появление толерантности к лактозе у северных народов», — говорит один из авторов нынешней работы профессор Марк Томас (Mark Thomas). По другим версиям, молоко могло закрепиться в рационе как калорийный и насыщенный белками источник пищи. Его можно было получать в течение всего года вне зависимости от урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме того, пить молоко было более безопасно, нежели воду (она больше загрязнена).

Отметим, что нынешняя версия учёных о распространении традиции употребления свежего молока с Балкан по всей Европе лучше объясняет, почему большинство европейцев обладают одной и той же версией гена, отвечающего за терпимость к лактозе. Видимо, он совместно эволюционировал с развитием молочного животноводства и распространялся вместе с группами людей.

Статья авторов опубликована в журнале PLoS Computational Biology. Узнайте также о том, как толерантность к лактозе развивалась в Африке и о том, когда у млекопитающих появилось молоко.

Впервые проведена двойная трансплантация генома между надцарствами