Двурукие попугаи оказались глупее собратьев

Все без исключения шлемоносные попугаи левши (фото Louise Docker).

Двурукие или, точнее сказать, двуногие попугаи, те, что одинаково хорошо справляются с задачами обеими конечностями, отличаются по сообразительности от своих праворуких или леворуких сородичей. Обнаружили это зоологи Мария Магат (Maria Magat) и Кулум Браун (Culum Brown) из австралийского университета Маккуори.

В эксперименте учёных участвовали восемь видов австралийских попугаев. Одни из них были типичными «левшами» (например шлемоносные какаду), другие «правшами», а кого-то можно было назвать свободно владеющими обеими ногами. Сразу оговоримся, что некоторые птицы (нимфовый попугай, волнистый попугайчик) не берут еду в лапы, но при этом предпочитают смотреть на неё определённым глазом, так что иногда зоологам приходилось руководствоваться этим принципом при выборе доминирующей стороны.

Попугаям предложили для выполнения несколько заданий. Выяснилось, что те из них, что предпочитали одну сторону другой для того, чтобы достать семечко в разных условиях, были сообразительнее и добивались желаемого результата быстрее. Разницы же между видами-"правшами" и видами-"левшами" учёные не обнаружили.

Получается, что леворукость, как и праворукость, демонстрирует интеллект птицы. Магат и Браун считают подобное состояние дел вполне логичным с точки зрения эволюции развития. У всех птиц мозг разделён на два полушария (латерализирован). Каждое из полушарий отвечает за выполнение каких-то определённых задач. Чем больше деление, тем заметнее склонность к определённой стороне.

«Таким образом, наше исследование доказывает, что чем выше латерализация, тем лучше способность решать задачи, тем легче птице добыть корм, что в свою очередь является эволюционным преимуществом», — говорит Браун.

«Разделение позволяет полушариям не спорить между собой, а специализироваться на чём-то одном. Это ускоряет процесс получения нужного результата», — добавляет Кулум.

У людей полушария разделены меньше, чем у шлемоносных какаду (95% из нас правши либо левши, против 100% у данного вида попугаев), однако и нам латерализация, скорее всего, приносит пользу. Доминирование одной из рук «делает» человека умнее, считает Браун. Кстати, предпочтение определённой стороны также выявлено у воронов и собак (существ, надо сказать, весьма сообразительных).

Статья авторов опубликована в открытом доступе в журнале Proceedings of the Royal Society B. Однако с выводами австралийцев согласны не все биологи. Профессор Алекс Касельник (Alex Kacelnik) из Оксфорда полагает, что учёные нашли связь между латерализацией и умениями, но отсюда отнюдь не следует, что первое приводит к появлению второго.

«Представьте, например, нетренированного человека, который возьмёт незнакомый хирургический инструмент правой или левой рукой с одинаковой вероятностью. В то же время опытный хирург уже точно знает, какой рукой ему надо брать тот же инструмент, чтобы выполнить поставленную задачу наиболее эффективно», — говорит Алекс. Он подразумевает, что не те люди становятся хорошими врачами, у которых «лучше» поделены полушария, а что постоянные тренировки в проведении операций делают мозг более латерализированным. Читайте также о том, как на правшей и левшей поделили кошек.

Новые индийские лягушки строят гнёзда