Открыт миниатюрный предок тираннозавров

Череп нового вида динозавров на фоне черепа знаменитой Сью (Sue) из чикагского музея Филда (Field Museum) (фото Paul Sereno).

Международная команда учёных случайно обнаружила крошечного предка тираннозавра (Tyrannosaurus rex), похожего на своих гигантских «внуков» как две капли воды. Находке около 125 миллионов лет.

Всё началось с того, что частный коллекционер Генри Кригштайн (Henry Kriegstein) обратился за помощью к профессору Полу Серено (Paul Sereno) из университета Чикаго. Ему необходимо было опознать кости древнего ящера, скелет которого он приобрёл у одного из торговцев на северо-востоке Китая.

Впоследствии выяснилось, что трёхметровый 65-килограммовый «малыш» обладает почти такой же, как тираннозавры, большой головой (относительно размеров туловища), мощными челюстями, маленькими передними лапами и длинными хорошо приспособленными для бега ногами. Внутри черепа находились очень крупные обонятельные луковицы (такие же, как и у его более крупного собрата), которые обеспечивали животное хорошим нюхом.

Палеонтологи считают, что перед ними скелет молодого, но уже взрослого динозавра. Справа для сравнения показаны передние конечности Рекса и его предка (иллюстрация Todd Marshall и фото Mike Hettwer).

Получается, что Raptorex kriegsteini (так назвали новый вид) был предком знаменитого Рекса. Значит, за последние 20 миллионов лет мелового периода предок вырос по весу почти в 100 раз! По словам Серено, он не припомнит ни одного примера такого же «роста» у других видов животных.

«Всё это означает, что 80% жизни тираннозавров на Земле они были лишь тенью, прятавшейся на фоне более крупных хищных динозавров», – говорит ещё один автор работы доктор Стивен Брюсатт (Stephen Brusatte).

Когда-то считалось, что предками T.rex были аллозавры (Allosaurus), которые обитали на планете на 50 миллионов раньше самых разрекламированных ящеров. Кажется, теперь теории придётся перестраивать. Тем более что не так давно учёные нашли ещё одного предка, который по размеру, весу и времени обитания на Земле занимает промежуточное положение между T.rex и Raptorex kriegsteini.

Полный скелет, череп и возможный внешний вид Raptorex (фото Mike Hettwer, иллюстрации Todd Marshall).

Кости R. kriegsteini после окончания всех детальных исследований отправятся в один из музеев Внутренней Монголии (именно там он был нелегально выкопан), Кригштайн дал на это своё согласие. Подробности исследования ищите в пресс-релизе университета Чикаго и в статье авторов, опубликованной в журнале Science. Читайте также о мытарствах палеонтологов с белком, обнаруженным в окаменевших костях T.rex.

Канадский палеонтолог решил превратить курицу в динозавра