Американский спутник по плану атаковал Луну

Инфракрасные приборы смогли рассказать учёным о событии больше, чем камеры видимого диапазона (кадр NASA TV).

9 октября в 15:31 и 15:35 по московскому времени ракетная ступень Centaur, а затем и спутник LCROSS на скорости 2,5 километра в секунду врезались в лунную поверхность в пределах 100-километрового кратера Cabeus. Данный эксперимент призван представить доказательства богатых запасов воды на Селене.

Существование воды на Луне было недавно доказано при помощи дистанционных наблюдений. Но то речь шла о молекулах H2O, входящих в состав лунного грунта и присутствующих (пусть даже в малом количестве) практически на всей поверхности естественного спутника. А вот есть ли настоящие залежи водяного льда в вечно затенённых кратерах близ южного полюса (где рекордно холодно), и призван выяснить американский «ударный» эксперимент.

Как и предусматривал план миссии, первым «молотком» послужила верхняя ступень ракеты-носителя Atlas V — блок Centaur, доставивший на лунную орбиту пару спутников LCROSS-LRO. Выброс материала от первого удара анализировал в первую очередь LCROSS, находившийся ближе всех к месту событий. Вскоре и он сам врезался в поверхность ночного светила, и результат этого столкновения был заснят наземными обсерваториями и орбитальными телескопами.

Инструменты LCROSS: два спектрометра ближней инфракрасной области, спектрометр видимого диапазона, четыре инфракрасные камеры, работающие чуть в разных участках спектра, камера видимого диапазона и радиометр. Перед своей гибелью аппарат использовал этот набор не только для поиска признаков воды, но и для идентификации гидроксильных соединений, солей, глины, гидратированных минералов и органических молекул в поднятом «фонтане» (фото NASA/Northrop Grumman).

По оценке специалистов, выброс от первого удара достиг высоты около 10 километров. Энергия взрыва от столкновения разгонного блока с Луной была эквивалентна примерно двум тоннам тротила, а количество выброшенного вещества составило примерно 350 тонн. Ну а найдена или нет вода — мы узнаем позже, когда учёные проанализируют около четырёх минут записей, переданных LCROSS.

Место удара и схема выброса материала. Внизу: последовательность кадров, снятых перед ударом спутника (иллюстрации NASA, dailymail.co.uk, кадры NASA TV).

Заметим, спутники планово разбивают о Луну далеко не первый, не второй и даже не третий раз (можно вспомнить европейский SMART-1, а ещё в роли ударников поработали китайский, японский и индийский аппараты). Но ключ к поиску воды — правильное место удара.

Находка воды окажется очень важной для человечества, особенно если мы говорим не просто о визитах на Луну, но об обустройстве там постоянной базы, для которой уже создаётся очень оригинальная техника.

Читайте также о том, как лунную воду выявили в образцах, привезённых когда-то экспедицией Apollo 15. И познакомьтесь с проектом заброски на Селену крошечных айсбергов.

Учёные объяснили орбиту планеты двумя солнцами